Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ ЦРР –

детский сад №12 «Теремок»

 ____________Ю.М. ВАРЛАМОВА

 

 

                               

 

Дополнительная общеобразовательная программа

по хореографии

 

«Весёлый каблучок»

 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: педагог дополнительного образования

Золотухина Н.В.

 

 

2019-2020гг.

Содержание.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка______________________________________________ 3 

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы______________________________  4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы___________________ 4

1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)____ 5

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Модель образовательного процесса.____________________________________5

2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей  5-6 лет____________________________________________________________________ 6

 2.3.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 6 – 7 лет___________________________________________________________________  8

 2.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки_______________________10

   III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка_______________________________________________________________10

3.2. Организация предметно-пространственной среды_____________________11

3.3. Материально-техническое  обеспечение Программы___________________11

3.4.Учебно-тематический  план (старшая группа)_________________________13

3.4.1.Содержание программы__________________________________________  14

3.5. Учебно-тематический план (подготовительная к школе группа) _______  17

3.5.1. Содержание программы___________________________________________ 18

3.6. Циклограмма деятельности_________________________________________ 20

  1. IV. Программно-методический комплекс образовательного процесса________21

Список детей _________________________________________________________ 22

  1. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.Пояснительная записка.   Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

      Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

      Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.

     Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

      Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

     Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ДЕТСТВО» /под ред. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др./, технологией  по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    1.1.1. Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

 

                1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

 

  • принцип сознательности и активности— обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • принцип системности и последовательностипредполагает преподавание и усвоение навыков и умений  в определенном порядке, системе;
  • принцип доступноститребует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • принцип наглядности— ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • принцип полноты и целостностимузыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной  деятельности, их органическую взаимосвязь.

                                 

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

     В  результате проделанной работы  дети проявляют  стойкий интерес и потребность  к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается  необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного  направления. У них формируется  основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль  в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.

  Дети   понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они   хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

   У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется  и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Модель образовательного процесса.  Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.         Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.  Занятия длятся в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Старшая группа

25 мин.

2

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

2


 2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей

        5-6 лет

      В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

 Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

 

 

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

     Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
  • прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения  разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.

плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.

Развитие умений ориентироваться в пространствесамостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

 Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта;
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

     Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

 

 2.3.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей            

       6-7 лет

      В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

 

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

     Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения -  на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения -  различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: 

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

Развитие творческих способностей:

  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;

-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

     Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

 

2.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

          В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы по хореографии после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты.

Дошкольник будет знать:

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • хореографические названия изученных элементов;
  • требования к внешнему виду на занятиях;
  • знать позиции ног.

Воспитанник будет уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать свои движения;
  • исполнять хореографический этюд в группе.

Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкально-хореографического спектакля.  Концерт (спектакль) является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество  уровня развития у дошкольников музыкально-ритмических и танцевально-творческих навыков:

- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;

-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;

-наличие музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;

-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;

-музыкальный инструмент (фортепиано)

      

3.3. Материально – техническое обеспечение:

  1. Музыкальный зал.
  2. Нотно-методическая литература.
  3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:

- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

- Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок.- СПб.: Композитор 2010.- 72с.

- Каплунова И., Новоскольцева., Алексеева И. Топ-топ-каблучок 2 части- СПб.: Композитор 2000 – 83с.

- Каплунова И., Новоскольцева., Музыка и чудеса. – СПб.: Композитор 2000 – 77 с.

  1. Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
  2. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  3. Фортепиано.

 

3.4.Учебно- тематический план

 СТАРШАЯ ГРУППА

 Количество в неделю – 2

Период прохождения

материала

Перечисление тем теория

Количество

часов

Перечисление тем практика

Количество

часов

Итоговые

мероприятия

Кол-во

часов

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Тема1. «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

Тема 2. «Культура поведения

на занятиях хореографии»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Тема 1.

«Волшебная осень»

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

«Путешествие в

осенний лес»

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Тема 3. «Культура

поведения

в театре»

 

1

 

3

 

Ноябрь

Тема 4.

«Танцевальное искусство»

 

1

 

1

 

 

Декабрь

Тема 5.

«Виды

хореографии»

 

 

1

 

 

 

 

 

Тема 2.

«Здравствуй,

гостья-зима!»

 

 

2

 

 

 

 

 

 

«Новогодняя

сказка»

 

 

 

 

 

 

1

 

Январь

Тема 6.

«Сюжетный танец»

 

1

 

2

 

Февраль

Тема 7.

«Народный танец»

 

1

 

3

 

Март

Тема 8.

«Бальный танец»

 

 

1

 

 

Тема 4.

«В гости

к весне»

 

4

 

 

«Весенняя капель»

 

 

 

1

 

Апрель

Тема 9.

«Историко  – бытовой танец»

 

1

 

2

 

Май

Тема 10.

«Танцевальный

Воскресенск»

 

 

 

1

 

 

Тема 5.

«Здравствуй,

лето!»

 

 

2

 

«День

города»

 

 

1

 

3.4.1 Содержание программы

 

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 1.

Вводное занятие.

Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года».

Занятие 2.

Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:

- познакомить детей с правилами и манерой поведения;

- с формой одежды и прической;

- с отношениями между мальчиками и девочками.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Занятие 3.

Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.

Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve  по 1,2,3 позициям.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Занятие 4.

Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 5.

Тема 3. «Культура

поведения в театре».

- Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров.

Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 6.

Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки.

Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie  с одновременной работой рук.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 7.

Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 8.

Итоговое занятие «Путешествие в осенний лес»

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Занятие 9.

Тема «Танцевальное искусство».

- Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».

 

Занятие 10.

Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок.

Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом.

Занятие 11.

Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 12.

Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).

«Танец Солдатиков и Куколок».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Занятие 13.

Тема «Виды хореографии».

- Познакомить детей с видами хореографии:

классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы.

Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.

Занятие 14.

Положения и движения рук: «приглашение».

Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные;

руки перед грудью – «полочка».

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 15.

Положения рук в паре:

«лодочка» (поворот под руку).

Движения ног:

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Занятие 16.

Итоговое занятие «Новогодняя сказка».

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие 17.

Тема «Сюжетный танец».

Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу).

Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве:колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре.

Занятие 18.

Положения рук в паре:

сзади за талию (по парам, тройкам).

Движения ног:

танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением  рук сзади за талию).

Упражнения на ориентировку в пространстве:диагональ.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Занятие 19.

Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»;

«ручеек».

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Занятие 20.

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Движения ног: прыжки с поджатыми ногами.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Занятие 21.

Тема «Народный танец».

- Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа.

Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики)

подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).

Занятие 22.

Движения ног: «гармошка»; (девочки)

простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями).

Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка».

Занятие 23.

Движения ног: поклон на месте с руками;

поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция);

(девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция «Калинка».

Занятие 24.

Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка» «корзиночка».

Танцевальная композиция «Калинка».

М

А

Р

Т

Занятие 25.

Тема «Бальный танец».

- Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

Занятие 26.

Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца.

Занятие 27.

Постановка корпуса, головы, рук и ног.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

Занятие 28.

Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Занятие 29.

Тема «Историко-бытовой танец».

- Познакомить детей с понятием историко-бытовой танец»:менуэт, полонез.

Движения ног:

«боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям).

Занятие 30.

Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

Занятие 31.

Положения рук в паре:

основная позиция.

Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед.

Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька»

М. Дунаевский.

Занятие 32.

Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

М

А

Й

Занятие 33.

Тема «Танцевальный Воскресенск».

-  Рассказать детям о танцевальных коллективах города.

Движения ног: боковой подъемный шаг.

Положения рук в паре: «корзиночка».

Занятие 34.

Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 35.

Итоговое занятие «День города»

Занятие 36.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.

 

3.5.Учебно- тематический план

 

       ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

 

Количество в неделю – 2

Период прохождения

материала

Перечисление тем теория

Количество

часов

Перечисление тем практика

Количество

часов

Итоговые

мероприятия

Кол-во

часов

 

 

 

 

Сентябрь

Тема1. «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

Тема 2.

«Бальный танец»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Тема 1.

«Волшебная осень»

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

«Золотая осень»

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Тема 3.

«Классический танец»

 

1

 

3

 

Ноябрь

Тема 4.

«Историко – бытовой танец»

 

1

 

1

 

 

Декабрь

Тема 5.

«Современный танец»

 

 

1

 

 

 

 

 

Тема 2.

«Здравствуй,

гостья-зима!»

 

 

2

 

 

 

 

«Новогодний карнавал»

 

 

 

 

 

 

1

 

Январь

Тема 6.

«Танцы народов мира»

 

1

 

2

 

Февраль

Тема 7.

«Русский народный танец»

 

1

 

3

 

Март

Тема 8.

«Испанский танец»

 

 

1

 

 

Тема 4.

«В гости

к весне»

 

4

 

 

«Весна стучится в окна»

 

 

 

1

 

Апрель

Тема 9.

«Цыганский танец»

 

1

 

2

 

Май

Тема 10.

«Путешествие по странам»

 

 

 

1

 

 

Тема 5.

«Здравствуй,

лето!»

 

 

2

 

«Выпуск детей в школу»

 

 

1

 

 

3.5.1 Содержание программы 

 

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 1.

Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

Занятие 2.

Тема «Бальный танец»

- Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча-ча-ча, самба.

Танец «Вальс» Е. Доги.

 

Занятие 3.

Движения рук: port de bras.

Движения ног: relleve; demi – plie.

Танец «Вальс» Е. Доги.

Занятие 4.

Движения ног:

Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад.

Танец «Вальс» Е. Доги.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Занятие 5.

Тема «Классический танец».

- Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.      

Занятие 6. 

Движения рук: port de bras.

Движения ног: releve.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.

Занятие 7.

Движения ног:

demi-plie.

Движение рук: port de bras.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.

Занятие 8.

Итоговое занятие «Золотая осень».

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Занятие 9.

Тема «Историко-бытовой танец»

- Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка.

 

Занятие 10.

Движение ног: pas eleve.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

 

Занятие 11.

Движение ног: pas degage.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

Занятие 12.

Движение ног: pas balance.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Занятие 13.

Тема «Современный танец».

- Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

 

Занятие 14.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Занятие 15.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Занятие 16.

Итоговое занятие «Новогодний карнавал».

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Занятие 17.

Тема «Танцы народов мира».

- Познакомить детей с особенностями национальных культур.

Занятие 18.

Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка».

Занятие 19.

Движения ног:

прыжок с поджатыми;

(мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком).

Движения в паре:

соскок на две ноги лицом друг другу.

«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 20.

Движения ног:

пружинящий шаг под ручку по кругу;

(мальчики):

присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу.

«Кадриль» В. Теплов.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Занятие 21.

Тема «Русский народный танец».

- Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах.

 

Занятие 22.

Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель»,

«воротца».

«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 23.

Движения ног:

 (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад.

Движения ног:

(девочки): вращение на полупальцах;

(мальчики): «гусиный шаг».

Занятие 24.

Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук).

«Кадриль» В. Теплов.

М

А

Р

Т

Занятие 25.

Тема «Испанский танец»

- Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

- Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем.

Занятие 26.

Разучивание элементов испанского танца.

Занятие 27.

Разучивание элементов испанского танца.

Занятие 28.

Разучивание элементов испанского танца.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Занятие 29.

Тема «Цыганский танец».

- Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

Занятие 30.

Разучивание элементов цыганского танца.

Занятие 31.

Разучивание элементов цыганского танца.

Занятие 32.

Итоговое занятие

«Весна стучится в окна»

М

А

Й

Занятие 33.

Тема «Путешествие по странам».

Занятие 34.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.

Занятие 35.

Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 36.

Праздник «Выпуск детей в школу».

 

 

3.6. Циклограмма деятельности.

Старшая группа

Понедельник 10.00 – 10.25 группа № 12

Пятница 10.15 – 15.40 группа № 12

Среда 10.00 - 10.25 группа № 8

Пятница 9.20 – 9.45 группа № 8

Подготовительная к школе группа

Понедельник 11.00 – 11.30 группа № 10

Пятница15.30 – 16.00 группа № 10

Понедельник 15.45 – 16.15 группа № 4

Пятница 9.45 – 10.15 группа № 4

 4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

-  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

- Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок. – СПб.: Композитор 2010.-72 с.

- Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. Топ-топ-каблучок 2 части - СПб.: Композитор 2000 – 83 с.

-- Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. – СПб.: Композитор 2000.-77 с.

-  Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

-  Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

-  Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

- Ротт З. С песенкой вприсядку. – СПб.: -  Композитор 2011.- 37с.

-  Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

-  Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2007. -352