Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МДОУ ЦРР – детский сад №12 «Теремок» ____________Ю.М. ВАРЛАМОВА
|
Дополнительная общеобразовательная программа
по хореографии
«Весёлый каблучок»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Выполнила: педагог дополнительного образования
Золотухина Н.В.
2019-2020гг.
Содержание.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка______________________________________________ 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы______________________________ 4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы___________________ 4
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)____ 5
- II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Модель образовательного процесса.____________________________________5
2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5-6 лет____________________________________________________________________ 6
2.3.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 6 – 7 лет___________________________________________________________________ 8
2.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки_______________________10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка_______________________________________________________________10
3.2. Организация предметно-пространственной среды_____________________11
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы___________________11
3.4.Учебно-тематический план (старшая группа)_________________________13
3.4.1.Содержание программы__________________________________________ 14
3.5. Учебно-тематический план (подготовительная к школе группа) _______ 17
3.5.1. Содержание программы___________________________________________ 18
3.6. Циклограмма деятельности_________________________________________ 20
- IV. Программно-методический комплекс образовательного процесса________21
Список детей _________________________________________________________ 22
- I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ДЕТСТВО» /под ред. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др./, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.1.1. Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
- принцип сознательности и активности— обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
- принцип системности и последовательностипредполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
- принцип доступноститребует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
- принцип наглядности— ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
- принцип полноты и целостностимузыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.
Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч. Занятия длятся в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Группа |
Продолжительность |
Количество в неделю |
Старшая группа |
25 мин. |
2 |
Подготовительная к школе группа |
30 мин. |
2 |
2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
5-6 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
- прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта;
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
2.3.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
6-7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
- Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
2.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы по хореографии после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкально-хореографического спектакля. Концерт (спектакль) является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников музыкально-ритмических и танцевально-творческих навыков:
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;
-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;
-наличие музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;
-музыкальный инструмент (фортепиано)
3.3. Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал.
- Нотно-методическая литература.
- Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок.- СПб.: Композитор 2010.- 72с.
- Каплунова И., Новоскольцева., Алексеева И. Топ-топ-каблучок 2 части- СПб.: Композитор 2000 – 83с.
- Каплунова И., Новоскольцева., Музыка и чудеса. – СПб.: Композитор 2000 – 77 с.
- Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
- Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
- Фортепиано.
3.4.Учебно- тематический план
СТАРШАЯ ГРУППА
Количество в неделю – 2
Период прохождения материала |
Перечисление тем теория |
Количество часов |
Перечисление тем практика |
Количество часов |
Итоговые мероприятия |
Кол-во часов |
Сентябрь |
Тема1. «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Культура поведения на занятиях хореографии» |
2 |
Тема 1. «Волшебная осень»
|
3 |
«Путешествие в осенний лес»
|
1
|
Октябрь
|
Тема 3. «Культура поведения в театре» |
1 |
3 |
|||
Ноябрь |
Тема 4. «Танцевальное искусство» |
1 |
1 |
|||
Декабрь |
Тема 5. «Виды хореографии» |
1 |
Тема 2. «Здравствуй, гостья-зима!» |
2 |
«Новогодняя сказка» |
1 |
Январь |
Тема 6. «Сюжетный танец» |
1 |
2 |
|||
Февраль |
Тема 7. «Народный танец» |
1 |
3 |
|||
Март |
Тема 8. «Бальный танец»
|
1 |
Тема 4. «В гости к весне» |
4 |
«Весенняя капель» |
1 |
Апрель |
Тема 9. «Историко – бытовой танец» |
1 |
2 |
|||
Май |
Тема 10. «Танцевальный Воскресенск»
|
1
|
Тема 5. «Здравствуй, лето!» |
2 |
«День города» |
1 |
3.4.1 Содержание программы
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Занятие 1. Вводное занятие. Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года». |
Занятие 2. Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»: - познакомить детей с правилами и манерой поведения; - с формой одежды и прической; - с отношениями между мальчиками и девочками. «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. |
Занятие 3. Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям. «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. |
Занятие 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала). «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. |
О К Т Я Б Р Ь |
Занятие 5. Тема 3. «Культура поведения в театре». - Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров. Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. |
Занятие 6. Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie с одновременной работой рук. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. |
Занятие 7. Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. |
Занятие 8. Итоговое занятие «Путешествие в осенний лес» |
Н О Я Б Р Ь |
Занятие 9. Тема «Танцевальное искусство». - Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».
|
Занятие 10. Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом. |
Занятие 11. Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). «Танец Солдатиков и Куколок» |
Занятие 12. Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию). «Танец Солдатиков и Куколок». |
Д Е К А Б Р Ь |
Занятие 13. Тема «Виды хореографии». - Познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы. Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной. |
Занятие 14. Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка». «Танец Солдатиков и Куколок» |
Занятие 15. Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). «Танец Солдатиков и Куколок» |
Занятие 16. Итоговое занятие «Новогодняя сказка». |
Я Н В А Р Ь |
Занятие 17. Тема «Сюжетный танец». Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве:колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. |
Занятие 18. Положения рук в паре: сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве:диагональ. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. |
Занятие 19. Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»; «ручеек». Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. |
Занятие 20. Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Движения ног: прыжки с поджатыми ногами. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Занятие 21. Тема «Народный танец». - Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа. Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции). |
Занятие 22. Движения ног: «гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка». |
Занятие 23. Движения ног: поклон на месте с руками; поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». Танцевальная композиция «Калинка». |
Занятие 24. Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка» «корзиночка». Танцевальная композиция «Калинка». |
М А Р Т |
Занятие 25. Тема «Бальный танец». - Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька. |
Занятие 26. Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. |
Занятие 27. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
Занятие 28. Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
А П Р Е Л Ь |
Занятие 29. Тема «Историко-бытовой танец». - Познакомить детей с понятием историко-бытовой танец»:менуэт, полонез. Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям). |
Занятие 30. Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
Занятие 31. Положения рук в паре: основная позиция. Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
Занятие 32. Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
М А Й |
Занятие 33. Тема «Танцевальный Воскресенск». - Рассказать детям о танцевальных коллективах города. Движения ног: боковой подъемный шаг. Положения рук в паре: «корзиночка». |
Занятие 34. Подготовка к итоговому занятию. |
Занятие 35. Итоговое занятие «День города» |
Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
3.5.Учебно- тематический план
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Количество в неделю – 2
Период прохождения материала |
Перечисление тем теория |
Количество часов |
Перечисление тем практика |
Количество часов |
Итоговые мероприятия |
Кол-во часов |
Сентябрь |
Тема1. «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Бальный танец» |
2 |
Тема 1. «Волшебная осень»
|
3 |
«Золотая осень»
|
1
|
Октябрь
|
Тема 3. «Классический танец» |
1 |
3 |
|||
Ноябрь |
Тема 4. «Историко – бытовой танец» |
1 |
1 |
|||
Декабрь |
Тема 5. «Современный танец» |
1 |
Тема 2. «Здравствуй, гостья-зима!» |
2 |
«Новогодний карнавал» |
1 |
Январь |
Тема 6. «Танцы народов мира» |
1 |
2 |
|||
Февраль |
Тема 7. «Русский народный танец» |
1 |
3 |
|||
Март |
Тема 8. «Испанский танец»
|
1 |
Тема 4. «В гости к весне» |
4 |
«Весна стучится в окна» |
1 |
Апрель |
Тема 9. «Цыганский танец» |
1 |
2 |
|||
Май |
Тема 10. «Путешествие по странам»
|
1
|
Тема 5. «Здравствуй, лето!» |
2 |
«Выпуск детей в школу» |
1 |
3.5.1 Содержание программы
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Занятие 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. |
Занятие 2. Тема «Бальный танец» - Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча-ча-ча, самба. Танец «Вальс» Е. Доги.
|
Занятие 3. Движения рук: port de bras. Движения ног: relleve; demi – plie. Танец «Вальс» Е. Доги. |
Занятие 4. Движения ног: Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад. Танец «Вальс» Е. Доги. |
О К Т Я Б Р Ь |
Занятие 5. Тема «Классический танец». - Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. |
Занятие 6. Движения рук: port de bras. Движения ног: releve. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. |
Занятие 7. Движения ног: demi-plie. Движение рук: port de bras. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. |
Занятие 8. Итоговое занятие «Золотая осень». |
Н О Я Б Р Ь |
Занятие 9. Тема «Историко-бытовой танец» - Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка.
|
Занятие 10. Движение ног: pas eleve. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини.
|
Занятие 11. Движение ног: pas degage. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. |
Занятие 12. Движение ног: pas balance. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. |
Д Е К А Б Р Ь |
Занятие 13. Тема «Современный танец». - Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл. «Новогодний карнавал» Ассоль.
|
Занятие 14. «Новогодний карнавал» Ассоль. |
Занятие 15. «Новогодний карнавал» Ассоль. |
Занятие 16. Итоговое занятие «Новогодний карнавал». |
Я Н В А Р Ь |
Занятие 17. Тема «Танцы народов мира». - Познакомить детей с особенностями национальных культур. |
Занятие 18. Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка». |
Занятие 19. Движения ног: прыжок с поджатыми; (мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). Движения в паре: соскок на две ноги лицом друг другу. «Кадриль» В. Теплов. |
Занятие 20. Движения ног: пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. «Кадриль» В. Теплов. |
Ф Е В Р А Л Ь |
Занятие 21. Тема «Русский народный танец». - Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах.
|
Занятие 22. Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель», «воротца». «Кадриль» В. Теплов. |
Занятие 23. Движения ног: (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. Движения ног: (девочки): вращение на полупальцах; (мальчики): «гусиный шаг». |
Занятие 24. Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). «Кадриль» В. Теплов. |
М А Р Т |
Занятие 25. Тема «Испанский танец» - Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. - Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем. |
Занятие 26. Разучивание элементов испанского танца. |
Занятие 27. Разучивание элементов испанского танца. |
Занятие 28. Разучивание элементов испанского танца. |
А П Р Е Л Ь |
Занятие 29. Тема «Цыганский танец». - Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. |
Занятие 30. Разучивание элементов цыганского танца. |
Занятие 31. Разучивание элементов цыганского танца. |
Занятие 32. Итоговое занятие «Весна стучится в окна» |
М А Й |
Занятие 33. Тема «Путешествие по странам». |
Занятие 34. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
Занятие 35. Подготовка к итоговому занятию. |
Занятие 36. Праздник «Выпуск детей в школу». |
3.6. Циклограмма деятельности.
Старшая группа |
Понедельник 10.00 – 10.25 группа № 12 Пятница 10.15 – 15.40 группа № 12 Среда 10.00 - 10.25 группа № 8 Пятница 9.20 – 9.45 группа № 8 |
Подготовительная к школе группа |
Понедельник 11.00 – 11.30 группа № 10 Пятница15.30 – 16.00 группа № 10 Понедельник 15.45 – 16.15 группа № 4 Пятница 9.45 – 10.15 группа № 4 |
4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок. – СПб.: Композитор 2010.-72 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. Топ-топ-каблучок 2 части - СПб.: Композитор 2000 – 83 с.
-- Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. – СПб.: Композитор 2000.-77 с.
- Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Ротт З. С песенкой вприсядку. – СПб.: - Композитор 2011.- 37с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2007. -352