Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 12 «Теремок»
Утверждаю: Заведующий МДОУ ЦРР – детский сад № 12 «Теремок» Варламова Ю.М._____________
|
Рабочая программа кружковой работы «Мастерская чудес»
на 2019-2020 учебный год.
Оглавление
1.Целевой раздел……………………………………………………3
1.1Пояснительная записка………………………………………….3
1.2Целевые ориентиры образовательного процесса…………….4
1.3Промежуточные результаты освоения программы…………..4
2.Содержательный раздел…………………………………………5
2.1Характеристика возрастных особенностей детей…………... 5
2.2 Задачи рабочей программы………………………………….....5
2.3 Модель образовательного процесса………………………......5
2.4Содержание работы……………………………………………..6
3.Организационный раздел…………………………………...….7
3.1Общий объем учебной нагрузки………………………………..7
3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса....7
3.3 Технологии обучения…………………………………………... 7
3.4 Формы организации обучения………………………………....8
3.5 Образовательная деятельность с детьми……………………...9
3.6 Мониторинг ……………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………...13
Приложение ………………………………………………………….14
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В федеральном законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяются основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Это дает ориентировку на личностное своеобразие ребенка, на развитие его способностей.
Согласно Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы деятельности детей определены компетентностный и личностно-деятельный подходы.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с потребностями и интересами и потребностями воспитанников.
Личностно-деятельный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное, инициативное, индивидуальное.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности
- сотрудничество ДОУ с семьей
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в художественно-эстетической деятельности
- возрастная адекватность дошкольного образования
Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
1)образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.
2)закон об образовании в Российской Федерации.
3)приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
4)приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014.
5)постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.№26.
6)авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
7) Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М. Просвещение. 1990г.
В результате данной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера. Это позволяет решать одну из основных задач образовательной работы - развитие самостоятельного детского творчества.
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
1)ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
2)стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
3)владеет навыками самообслуживания
4)владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых
5)стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
6)проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями
7)проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин
8)эмоционально откликается на произведения искусства
1.3 Промежуточные результаты освоения программы
-сформировать знания и умения в работе с фетром
-научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями
-развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер
-воспитывать аккуратность,усидчивость,трудолюбие,целеустремленность,терпение,положительное отношение к труду
-научиться следовать устным указаниям.
2.Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных особенностей детей
Возрастные особенности детей имеют первоочередное значение при составлении программы. Опираясь на них регламентируем учебную нагрузку, объем занятости детей. Согласно общепринятой возрастной периодизации, дети 5лет являются детьми старшего дошкольного возраста.
В данном возрасте уже сформировано наглядно-практическое мышление, в результате которого накоплен первый опыт общения, первое понимание связей между предметами. В этом возрасте идет процесс формирования образного мышления, а это является основой развития словесно-логического развития ребенка.
Дети этого возраста любознательны, задают много вопросов, интересуются окружающим миром. Им нравится лепить, раскрашивать картинки, творить новое из новых для них материалов. Именно поэтому занятия по декоративно-прикладному помогают воплотить свои идеи в жизнь, создать воображаемые образы. Эти занятия развивают мелкую моторику рук. Кисть и мускулатура пальцев начнет работать и развиваться, что в дальнейшем поможет ребенку научиться правильно держать ручку, карандаш, проводить четкие и ровные линии, то есть играет важную роль в овладении графическим навыкам.
Внимание у таких детей задерживается на 20-25 минут, поэтому занятия не должны превышать этого времени. Планируя занятие выбирается для каждой темы определенная форма организации.
2.2 Задачи рабочей программы
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения
-обучение техническим приемам и способам создания различных поделок из фетра
- развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к созданному своими руками
-привитие интереса к народному искусству
-организовать участие детей в выставке детского творчества.
2.3 Модель образовательного процесса
В программе использована комплексно-тематическая модель структурирования содержания образования. Этот принцип определен научной концепцией дошкольного образования как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа направлена на индивидуализацию сложных работ: более сильным будет сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается работа проще.
При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.
2.4Содержание работы
Все занятия строятся по одному плану, дополнительно идет использование художественного слова, сведения о предстоящем предмете. Основной вид деятельности -практический.
Вводная часть:
-повторение пройденого и закрепление
-повторение правил пользования ножницами, иглой, клеевым пистолетом (под руководством воспитателя), закрепление правил техники безопасности
-введение в новую тему
-художественное слово, раскрывающее тему занятия
-показ образца, рассматривание, анализ
-знакомство с планом действий по созданию работы
Практическая часть:
-показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, карте технологической) в зависимости от уровня сформированности навыков
-самостоятельное изготовление детьми поделки
-оформление, украшение готового изделия.
-анализ педагогом проделанной работы
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.
Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
Деятельность детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 мин. Длительность продуктивной деятельности может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей. Желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходят в свободной, необязывающей обстановке, с использованием художественного слова.
3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная
-групповая
-индивидуальная
-выставка
-демонстрация поделок
-творческая мастерская
Приемы организации учебной деятельности:
-свобода выбора
-формирование взглядов (пример, дискуссия)
-организация деятельности (стимулирование и коррекция)
3.3 Технологии обучения
Перечисленные методы и приемы обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности
-игровая технология
-технология, опирающаяся на познавательный интерес
-технология сотрудничества
-проектная технология
Игровая технология
-игра- ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения
-игровые методы и приемы - средство побуждения, стимул к познанию
-игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение передается, общением она организуется, в общении она функционирует.
-использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению изучаемой дисциплины.
-цель игры- учебная, усвоение знаний.
Технологии, опирающиеся на познавательный интерес
-активный, деятельный способ обучения
-обучение с учетом закономерностей детского развития
-опережающее, педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие
Ребенок - полноценный субъект деятельности
Технология сотрудничества
-позиция педагога, как партнера детей, включенного в их деятельность
-уникальность партнеров и их равенство друг другу, ориентация каждого на понимание, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности.
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге -фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными.
Проектная технология
-развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды
-особые функции взрослого, побуждающего ребенка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к возникновению, включение ребенка в обсуждение путем решения поставленной проблемы
-способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы.
-интеграция образовательных содержаний и видов деятельностив рамках единого проекта совместная интеллектуально-творческая деятельность
3.4 Формы организации обучения
-совместная работа педагога и детей
-работа по образцу
-работа по наглядным схемам
3.5 Образовательная деятельность с детьми
Тема |
Месяц Октябрь
|
Образовательные задачи |
«Виды тканей» |
1неделя |
Знакомство детей с историей создания и видами тканей. |
«Волшебный фетр» |
2 неделя
|
Знакомство детей с фетром, побеседовать о свойствах материала, его возможностях. Рассказать о видах, разнообразии цветовой гаммы фетра, рассмотреть иллюстрации с поделками из фетра. Учить детей видеть разницу между простой тканью и фетром. Воспитывать любознательность к новому виду творчества, внимание и интерес. |
Основные приемы работы с фетром.
|
Правила при работе с ножницами, иголками, клеем.
|
|
«Цветок»
|
3 неделя |
Освоение техники резания ножницами по прорисованному контуру по фетру, не заходя за черту. Учить соединять готовые формы в единую композицию. Развивать интерес к творчеству, желание украсить готовую поделку по собственному желанию. |
«Грибок» |
4 неделя |
Продолжаем осваивать резание ножницами по контуру, не заходя за черту, используя шаблон для прорисовывания готовых форм..Учим аккуратности при выполнении работы, соблюдаем технику безопасности с ножницами. |
|
Ноябрь |
|
«Лист дерева» |
1 неделя |
Продолжать учить выполнять выкройку по схеме. Развивать художественный вкус, фантазию(при украшении листочка)детей 6 лет учить простейшему шву |
«Яблоко» |
2 неделя |
Составление полихромного яблока из нескольких частей, подбор красивого цветосочетания. Освоение приема оформления яблока дополнительными деталями (лист) Развитие чувства композиции. |
«Овощи: морковь» |
3 неделя |
Закрепляем овощи и выполняем выкройку. Учить самостоятельно выбирать цветовое решение .развивать фантазию и художественный вкус. |
«Овощи: помидор, репа» |
4 неделя |
Закрепляем овощи и выполняем выкройку любимого.Учить самостоятельно выбирать цветовое решение .развивать фантазию и художественный вкус. |
|
Декабрь |
|
«Цветные нити» |
1 неделя |
Знакомство детей с нитками: виды ниток. |
«Волшебная иголочка» |
Закрепляем знания детей при работе с иглой, ниткой. Шов по краю. |
|
«Новогодняя елочка» |
2 неделя |
Выкройка по шаблону. Шов по краю. Используем в работе паралон. Развивать чувство меры при оформлении изделия. |
«Елочные игрушки» |
3 неделя |
Работаем по образцу, самостоятельно украшая готовое изделие предложенными аксессуарами. |
«Игрушка на елку» |
4 неделя |
Учить самостоятельно выбирать игрушку и вовлекать детей в активную творческую деятельность.Воспитывать желание создать самим украшение на елку. |
|
Январь |
|
«Снеговик» |
2 неделя |
Учить составлять целое из предложенных частей. Учим работе с иголкой и знакомим с простейшим швом. |
«Ангелочек» (подвеска) |
3 неделя |
Закрепляем умение работать с выкройкой. Расширяем знания о празднике «Рождества Христова» Развиваем художественный вкус. |
«Закладка для книги» |
4 неделя |
Расширять знания о фетре, закреплять умение пользоваться выкройкой. Воспитывать эстетический вкус, желание творить красоту. |
|
Февраль |
|
«Заснеженный домик» |
1-2 неделя |
Передать строение сказочного, зимнего домика. Продолжаем самостоятельно работать с выкройкой. Украшаем готовое изделие . |
«Подарок папе (машинка)» |
3-4 неделя |
Выполняем игрушку и украшаем ее самостоятельно.Воспитывать стремление дарить близким людям подарки.Совершенствовать свои навыки. |
|
Март |
|
«Сердечко маме» |
1 неделя |
Развиваем интерес к занятиям по фетру,желание мастерить для родного человека подарок.Учим составлять единое изсоставных частей. |
«Птичка»
|
2 неделя |
Продолжаем учиться пользоваться ножницами и выполнять выкройку по предложенным лекалам. Воспитывать желание создавать красивые игрушки и доводить начатое до конца. Дополняем птичку бусинками. |
«Рыбка» |
3-4 неделя |
Выполнение изделия с использованием клееных и пришивных деталей.Оказание помощи младшим товарищам. Самостоятельное решение цвета изделия.
|
|
Апрель |
|
«Пасхальное яйцо» |
1-2 неделя |
Выполняем работу по выкройке, дополняем яйцо элементами декора самостоятельно выбирая дизайн. Беседуем о православном празднике Пасхе. |
«Ракета» |
3-4 неделя |
Беседа о празднике «Дне Космонавтики»Выполняем изготовление ракеты из целого куска, дополняя отдельными элементами. |
|
Май |
|
«Цветок на палочке» |
1 неделя |
Самостоятельно выбираем выкройку цветка и цветовое решение работы.Учим аккуратности при работе склеем.Развиваем фантазию и вкус.
|
«Совенок» |
2 неделя |
Развивает художественный вкус, фантазию.Воспитываем внимание,трудолюбие.Продолжаем учить приемам работыс фетром. |
«Цыпленок» |
3 неделя |
Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки.Продолжать учить составлять единое из составных частей.Уметь работать в коллективе и самостоятельно. |
«Бабочка» |
4 неделя |
Повторяем насекомых и создаем из фетра одно из них. Выбираем выкройку по своему желанию. Украшает готовое изделие понравившейся бижутерией. |
3.6.Мониторинг освоения материала дополнительного образования
Данный мониторинг используется для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
2)Оптимизации работы с группой детей.
Основные методы сбора информации о ребенке
-систематическое наблюдение;
-сохранение продуктов детской деятельности;
-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
-мониторинг на середину и конец года обучения.
Все диагностики проводятся методом наблюдения .
Данные обрабатываются и заносятся в сводную таблицу. Эффективность реализации программы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень
Список использованной литературы
- Владимирова Е. «Фетр. Поделки для детей»
- Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра»
- Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка», ИД МСП, 2005.
- Зайцева А. «Войлок и фетр»
- Кононович Т. «Мягкая игрушка. Веселый зоопарк» Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
- Кочетова С. «Мягкая игрушка. Игрушки с бисером» Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
- Лепгина Ю. «Фантазии из фетра»
- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров». М.: Просвещение, 1990.
- Нестерова Д. «Рукоделие»
- Просняковой Т.Н. «Художественное творчество: станем волшебниками» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011).
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2011.
- Соколова О. «Этот удивительный фетр»
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение.
Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта обучающихся, принимаются все желающие.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
-фетр;
-нитки катушечные разных цветов;
-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
-картон;
-синтепон, вата;
-ножницы, иголки;
-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
-самоклеящаяся цветная бумага.
Приложение 2
Выполнение графических работ
Качество выполнения игрушек из фетра в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.
Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек
Раскрой материала.Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства фетра, соблюдать правила раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нити, и аккуратнообводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали игрушек из фетра, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из фетра сшивают вручную. Детали игрушек из фетра сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон. Набивать формыследует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек, выполненных из фетра могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Приложение 3
Техника безопасности трудa.
На занятиях воспитанники постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.
При работе ножницами, иголками, булавками:
-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобыне уколоться об их острые концы.
-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении
они могут поранить тебя и твоего товарища.
-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, встол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальнуюподушечку.
-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
-Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной
подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
-Сломанную иглу следует отдать руководителю.