Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»

Утверждаю ____________Ю.М. Варламова

Приказ №___   _____2019г

МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок»

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МАЛЕНЬКИЕ АКТЕРЫ»

по программе Е.А.Антипиной

«Театрализованные представления в детском саду»

Средняя группа (4-5 лет)

 

Руководитель:

Потехина Ольга Анатольевна

 

п. Первомайский 2019г

 

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

В древности говорили, что приезд в город одного шута заменяет караван ослов,  груженных лекарствами…. Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку, и от того, на каких сказках мы воспитываем наших детей, зависит, какими они будут. Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. Входя в сказку, ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу, стойкость и спокойствие в будущей жизни.

Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами. Дети вживаются в происходящее, переживая и разочарование  и торжество справедливости.

Эмоциональный подъем обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своем воображении происходящие события – дает толчок развитию творческих способностей.

  Театр развивает творческий потенциал личности, учит эффективному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся смелее и решительнее, поскольку успешный опыт на сцене, способствует успешному общению в жизни.

Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами для подражания.

 

  • Цель: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

 

Задачи:

  • Развивать у детей устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности через постановку театральных этюдов и сказочных спектаклей;
  • Расширять представления об окружающей действительности в плане переживания и воплощения образа
  • Воспитывать нравственно – патриотические чувства, а иак же нравственно- эстетические нормы поведения в процессе осмысления сказки.

 

  • Целевые ориентиры:

 

  • дети имеют устойчивый интерес к театрализованному действию;
  • умеют давать оценку поступкам действующих героев сказки;
  • свободно чувствуют себя на сцене, пытаются изобразить любой заданный текст выразительной интонацией, мимикой, жестами т.д.
  • знают основы театрального мастерства (имитируют характерные движения сказочных героев, сопереживают героям сказок, эмоционально реагируют на поступки героев)
  • знают элементарные термины (театр, сцена, актеры, зрители, декорация, реквизит…)
  • активно участвуют в театрализованных играх, сценках, драматизации.

Срок реализации программы 1 год.  Программа рассчитана на детей 4-5 лет( средняя группа). Данный вид деятельности рекомендуется       2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут.

Педагогический анализ проводится 1 раз в год, в мае (мониторинг)

 

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми

Раздел 1. Введение

Тема 1. Вводные занятия: «Мы играем в театр»

На втором году обучения усложняются репертуар, упражнения на развитие мимики, пластики движений, дыхание, артикуляцию губ и языка, игры – превращения.

Тема 2. Театральные этюды, на которых дети после разминочных упражнений в основной части продолжают знакомиться с элементами театрализации  на развитие воображения и выразительности движений, логики и мышления, памяти и образного восприятия.

Раздел 2.

Постановка театрализованного представления

Тема 2.1.  Чтение сценария сказки и беседа по содержанию: определение главной мысли, нравственной направленности сказки; обсуждение характеров героев, причин их действий и поступков.

Тема 2. 2.  Чтение по ролям: поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа героев сказки; обсуждение кандидатур на роли.

Тема 2.3. Знакомство со вступлением, работа с рассказчиками: беседа о том, как начинается сказка, где происходит начало действия; нацеливание детей на то, что характер рассказывающих сказку должен быть разным.

Тема 2.4. Работа над интонационной выразительностью: работа над выразительностью речи, отдельных реплик, эмоциональной отзывчивостью, звуковой культуры речи, артикуляцией губ и языка, четкостью дикции, дыханием; активизация словаря детей.

Тема 2.5. Драматизация сказочного действия: индивидуальная работа над  монологами, диалогами и связывание их в одно целое.

Тема 2.6. Работа с фонограммой: знакомство со звуковыми, шумовыми и световыми эффектами сказочного оформления.

Тема 2.7. Работа с массовкой: поиск мизансцен для появления на сцене во время сказки, ориентировка на сцене, работа над заучиванием временной последовательности появления на сцене.

Тема 2.8. Объединение репетиции: соединение всех выученных сцен в спектакль; работа над согласованностью и последовательностью действий детей; обогащение эмоциональной сферы детей через массовое общение, воспитание сотрудничества и взаимопомощи.

Тема 2.9. Генеральная репетиция в костюмах: привыкание к сказочному образу для комфортного ощущения в нем во время спектакля.

Раздел 3.

Правила этикета

Упражнения, позволяющие формировать опыт социальных навыков поведения; помощь в понимании детьми эмоционального состояния другого человека и адекватное выражение своего, через инсценировки на заданный текст.

 Раздел 4.

Формы работы с детьми

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • чтение и рассказывание воспитателя
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры
  • пантомимические этюды и упражнения

Раздел 5

Особенности взаимодействия с семьей

 

Октябрь:

Консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник»

Информация о проекте

 

Ноябрь:

Папка – передвижка « Что такое театр?»

 

Декабрь:

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

 

Январь:

Папка передвижка « Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

 

Февраль:

Конкурс « Игрушка для театрального уголка своими руками»

 

Март:

Папка – передвижка « 27 марта – Всемирный день театра»

 

Апрель:

Помощь родителей в подготовке к спектаклю ( изготовление шапочек,

декораций)

 

Май:

«Приходите к нам в театр»

 

Раздел 6.

Организационный раздел

6.1. Материально – техническое обеспечение

Специально отведенное помещение для театрального кружка, студия «Теремок». В нем находятся следующие материалы:

  • сцена
  • ширма - домик
  • настольный театр
  • театр, сделанный детьми и воспитателем ( конусы с головками –насадками, маски, декорации)
  • маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы
  • атрибуты – заместители (круги разных цветов, полоски разной длины)
  • настольная и напольная ширмы
  • плоскостные деревянные, пластмассовые, картонные фигурки персонажей сказок
  • наборы кукол для пальчикового театра
  • куклы би-ба-бо
  • штоковые куклы
  • декорации

 

6.2 Здоровье сберегающие технологии:

 

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры со словами
  • гимнастика для глаз
  • физминутка, динамические пауза
  • кинезиотерапия

 

6.3  Список использованной литературы:

 

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.,1991г

Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду» М.,2017г

Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» М.,2006г

Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада»  Детство Пресс 2015г

Григорьева Т.С. Программа « Маленький актер» М., 2012г

Лазаренко О.И. « Артикуляционно – пальчиковая гимнастика» Комплекс упражнений М., 2012г

Лыкова «Театр на пальчиках» М., 2012г

Сорокина Н.Ф. « Играем в кукольный театр» М.,2002г

Сорокина Н.Ф. «Сценарий театральных кукольных занятий» 2004г

6.4. Тематический план.

месяц

Тема

 

Октябрь

1-2 неделя.

 

 

3-4 неделя.

Игры – заменители.

Мы играем в театр!

Сказка «Перчатки» по С.Я. Маршаку

Драматизация

 

Артикуляционная гимнастика

Учить видеть в различных предметах заменители.

Развивать воображение.

 

Заучивание текста, работа над мимикой, речью

Развивать диалог.

 

« Лошадки», «Футбол», «Мама шинкует капусту»

Ноябрь

1-2неделя

 

 

 

3-4 неделя

Сочинение коротких сказок «Зайка…»

Мы – будущие артисты!»

Настольный театр. « Смоляной бычок»

Упраж-я на развитие выразит-й пластики движений

Упраж-я на выразит-й мимики

Показ сказки «Репка»

Развивать речь детей, фантазию, мышление

 

Развивать внимание, быстроту реакции, мышление

 

Чтение по ролям и показ, работа над выразительностью речи

 

«Тень, тень потетень»

 

 

« Кислый лимон», «Сердитый дед», « Мама купила арбуз!»

Развивать артистичность

 

Декабрь

1-2 недели.

Игры «Зверюшки на дорожках». « Сложи узор».-стихи.

 

Игра «Эхо»

 

Аркуляционная гимнастика

Разучиваем роли-диалоги к сказкам «Избушка ледяная и лубяная».

Задание родителям: Изготовление театра из пробок.

Развивать диалог .детей

 

 

На развитие памяти и координации движений

 

«А теперь я…» (слоненок, дудочка, мышка,обиделась..)

Выразительность речи, жесты, мимика

Январь

3-4 недели.

Показ сказки «Избушка ледяная и лубяная» Работа на результат.

Использование театра из пробок. Сказка «Репка».

Развивать речь. Работа по звукопроизношению.

 

 

Знакомство с новым видом «пробковым» театром

Февраль-

1-2неделя.

 

 

3-4неделя.

Пирамида» Любви.»-игра.

Разучиваем сказку «Добрые слова»

Показ сказки «Добрые слова»

Работа результат.

Учить подбирать добрые слова.

Обращать внимание на интонац. выразит. речи по звукопроизношению.

Вызывать чувства переживания за героев сказки.

 

Учить эмоционально реагировать на поступки героев.

Март - 1-2 неделя.

 

 

3-4 неделя.

 

 

 

Апрель 1-2 неделя.

3-4 неделя

 

 

Май

Изготовление масок, декораций.

 

 

Работа над содержанием рассказов о добрых поступках.

 

Сказка «Добрые дела».

Путешествие по стране добрых слов. Создание «Формул вежливости»

Драматизация в костюмах. Работа на результат.

Ступеньки доброты.

Игры «Замени героя сказки»

Шкатулка со сказками.

 

Вызывать желание детей выступать перед родителями. Прививать любовь к театр. искусству.

 

Учить детей передавать свое отношение к поступкам.

Игра «Кошки –мышки»

 

 

Формировать свое предст.о справедливости. скромности

Самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения-мимики.

Развивать умение подбирать к замене соб.персонажей. фонограмы.

Под грибом  (по сказке В. Сутеева)

 

Игра «Фотография»