Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»
Утверждаю ____________Ю.М. Варламова
Приказ №___ _____2019г
МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКИЕ АКТЕРЫ»
по программе Е.А.Антипиной
«Театрализованные представления в детском саду»
Средняя группа (4-5 лет)
Руководитель:
Потехина Ольга Анатольевна
п. Первомайский 2019г
- Целевой раздел
Пояснительная записка.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
В древности говорили, что приезд в город одного шута заменяет караван ослов, груженных лекарствами…. Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку, и от того, на каких сказках мы воспитываем наших детей, зависит, какими они будут. Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. Входя в сказку, ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу, стойкость и спокойствие в будущей жизни.
Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами. Дети вживаются в происходящее, переживая и разочарование и торжество справедливости.
Эмоциональный подъем обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своем воображении происходящие события – дает толчок развитию творческих способностей.
Театр развивает творческий потенциал личности, учит эффективному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся смелее и решительнее, поскольку успешный опыт на сцене, способствует успешному общению в жизни.
Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами для подражания.
- Цель: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности через постановку театральных этюдов и сказочных спектаклей;
- Расширять представления об окружающей действительности в плане переживания и воплощения образа
- Воспитывать нравственно – патриотические чувства, а иак же нравственно- эстетические нормы поведения в процессе осмысления сказки.
- Целевые ориентиры:
- дети имеют устойчивый интерес к театрализованному действию;
- умеют давать оценку поступкам действующих героев сказки;
- свободно чувствуют себя на сцене, пытаются изобразить любой заданный текст выразительной интонацией, мимикой, жестами т.д.
- знают основы театрального мастерства (имитируют характерные движения сказочных героев, сопереживают героям сказок, эмоционально реагируют на поступки героев)
- знают элементарные термины (театр, сцена, актеры, зрители, декорация, реквизит…)
- активно участвуют в театрализованных играх, сценках, драматизации.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на детей 4-5 лет( средняя группа). Данный вид деятельности рекомендуется 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут.
Педагогический анализ проводится 1 раз в год, в мае (мониторинг)
- Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми
Раздел 1. Введение
Тема 1. Вводные занятия: «Мы играем в театр»
На втором году обучения усложняются репертуар, упражнения на развитие мимики, пластики движений, дыхание, артикуляцию губ и языка, игры – превращения.
Тема 2. Театральные этюды, на которых дети после разминочных упражнений в основной части продолжают знакомиться с элементами театрализации на развитие воображения и выразительности движений, логики и мышления, памяти и образного восприятия.
Раздел 2.
Постановка театрализованного представления
Тема 2.1. Чтение сценария сказки и беседа по содержанию: определение главной мысли, нравственной направленности сказки; обсуждение характеров героев, причин их действий и поступков.
Тема 2. 2. Чтение по ролям: поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа героев сказки; обсуждение кандидатур на роли.
Тема 2.3. Знакомство со вступлением, работа с рассказчиками: беседа о том, как начинается сказка, где происходит начало действия; нацеливание детей на то, что характер рассказывающих сказку должен быть разным.
Тема 2.4. Работа над интонационной выразительностью: работа над выразительностью речи, отдельных реплик, эмоциональной отзывчивостью, звуковой культуры речи, артикуляцией губ и языка, четкостью дикции, дыханием; активизация словаря детей.
Тема 2.5. Драматизация сказочного действия: индивидуальная работа над монологами, диалогами и связывание их в одно целое.
Тема 2.6. Работа с фонограммой: знакомство со звуковыми, шумовыми и световыми эффектами сказочного оформления.
Тема 2.7. Работа с массовкой: поиск мизансцен для появления на сцене во время сказки, ориентировка на сцене, работа над заучиванием временной последовательности появления на сцене.
Тема 2.8. Объединение репетиции: соединение всех выученных сцен в спектакль; работа над согласованностью и последовательностью действий детей; обогащение эмоциональной сферы детей через массовое общение, воспитание сотрудничества и взаимопомощи.
Тема 2.9. Генеральная репетиция в костюмах: привыкание к сказочному образу для комфортного ощущения в нем во время спектакля.
Раздел 3.
Правила этикета
Упражнения, позволяющие формировать опыт социальных навыков поведения; помощь в понимании детьми эмоционального состояния другого человека и адекватное выражение своего, через инсценировки на заданный текст.
Раздел 4.
Формы работы с детьми
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- чтение и рассказывание воспитателя
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры
- пантомимические этюды и упражнения
Раздел 5
Особенности взаимодействия с семьей
Октябрь:
Консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник»
Информация о проекте
Ноябрь:
Папка – передвижка « Что такое театр?»
Декабрь:
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»
Январь:
Папка передвижка « Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль:
Конкурс « Игрушка для театрального уголка своими руками»
Март:
Папка – передвижка « 27 марта – Всемирный день театра»
Апрель:
Помощь родителей в подготовке к спектаклю ( изготовление шапочек,
декораций)
Май:
«Приходите к нам в театр»
Раздел 6.
Организационный раздел
6.1. Материально – техническое обеспечение
Специально отведенное помещение для театрального кружка, студия «Теремок». В нем находятся следующие материалы:
- сцена
- ширма - домик
- настольный театр
- театр, сделанный детьми и воспитателем ( конусы с головками –насадками, маски, декорации)
- маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы
- атрибуты – заместители (круги разных цветов, полоски разной длины)
- настольная и напольная ширмы
- плоскостные деревянные, пластмассовые, картонные фигурки персонажей сказок
- наборы кукол для пальчикового театра
- куклы би-ба-бо
- штоковые куклы
- декорации
6.2 Здоровье сберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры со словами
- гимнастика для глаз
- физминутка, динамические пауза
- кинезиотерапия
6.3 Список использованной литературы:
Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.,1991г
Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду» М.,2017г
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» М.,2006г
Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада» Детство Пресс 2015г
Григорьева Т.С. Программа « Маленький актер» М., 2012г
Лазаренко О.И. « Артикуляционно – пальчиковая гимнастика» Комплекс упражнений М., 2012г
Лыкова «Театр на пальчиках» М., 2012г
Сорокина Н.Ф. « Играем в кукольный театр» М.,2002г
Сорокина Н.Ф. «Сценарий театральных кукольных занятий» 2004г
6.4. Тематический план.
месяц |
Тема |
|
Октябрь 1-2 неделя.
3-4 неделя. |
Игры – заменители. Мы играем в театр! Сказка «Перчатки» по С.Я. Маршаку Драматизация
Артикуляционная гимнастика |
Учить видеть в различных предметах заменители. Развивать воображение.
Заучивание текста, работа над мимикой, речью Развивать диалог.
« Лошадки», «Футбол», «Мама шинкует капусту» |
Ноябрь 1-2неделя
3-4 неделя |
Сочинение коротких сказок «Зайка…» Мы – будущие артисты!» Настольный театр. « Смоляной бычок» Упраж-я на развитие выразит-й пластики движений Упраж-я на выразит-й мимики Показ сказки «Репка» |
Развивать речь детей, фантазию, мышление
Развивать внимание, быстроту реакции, мышление
Чтение по ролям и показ, работа над выразительностью речи
«Тень, тень потетень»
« Кислый лимон», «Сердитый дед», « Мама купила арбуз!» Развивать артистичность
|
Декабрь 1-2 недели. |
Игры «Зверюшки на дорожках». « Сложи узор».-стихи.
Игра «Эхо»
Аркуляционная гимнастика Разучиваем роли-диалоги к сказкам «Избушка ледяная и лубяная». Задание родителям: Изготовление театра из пробок. |
Развивать диалог .детей
На развитие памяти и координации движений
«А теперь я…» (слоненок, дудочка, мышка,обиделась..) Выразительность речи, жесты, мимика |
Январь 3-4 недели. |
Показ сказки «Избушка ледяная и лубяная» Работа на результат. Использование театра из пробок. Сказка «Репка». |
Развивать речь. Работа по звукопроизношению.
Знакомство с новым видом «пробковым» театром |
Февраль- 1-2неделя.
3-4неделя. |
Пирамида» Любви.»-игра. Разучиваем сказку «Добрые слова» Показ сказки «Добрые слова» Работа результат. |
Учить подбирать добрые слова. Обращать внимание на интонац. выразит. речи по звукопроизношению. Вызывать чувства переживания за героев сказки.
Учить эмоционально реагировать на поступки героев. |
Март - 1-2 неделя.
3-4 неделя.
Апрель 1-2 неделя. 3-4 неделя
Май |
Изготовление масок, декораций.
Работа над содержанием рассказов о добрых поступках.
Сказка «Добрые дела». Путешествие по стране добрых слов. Создание «Формул вежливости» Драматизация в костюмах. Работа на результат. Ступеньки доброты. Игры «Замени героя сказки» Шкатулка со сказками. |
Вызывать желание детей выступать перед родителями. Прививать любовь к театр. искусству.
Учить детей передавать свое отношение к поступкам. Игра «Кошки –мышки»
Формировать свое предст.о справедливости. скромности Самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения-мимики. Развивать умение подбирать к замене соб.персонажей. фонограмы. Под грибом (по сказке В. Сутеева)
Игра «Фотография» |