Работая по реализации психолого-педагогической поддержке учащихся, находящихся в кризисной ситуации, педагоги МОУ Первомайская СОШ № 2  продолжили обмениваться  педагогическим опытом.

30-31 октября 2015 года проведена стажировка в п. Агинский СОШ № 2, в которой приняли участие 38 педагогов. Цель стажировки: сформировать у слушателей представление о затяжных кризисных состояниях и их проявлениях, а также возможностях коррекции этих состояний и социально-психологической адаптации детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации.

С историей школы, целями работы площадки присутствующих познакомила директор школы Юргатова В.Ю., она говорила о том, что МОУ Первомайская СОШ №2 основана в 1957 году. У школы сложная непростая судьба. Коллектив педагогов и учащихся пережил три реорганизации в 1978, 1998, 2000 гг. В настоящее время используем ранее накопленный опыт и совершенствуем образовательный процесс в эколого-эстетическом направлении.  Школа является одной из крупных школ образовательных организаций Шилкинского района. «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации …детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (из ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 61 от 7 февраля 2011 г. ). Работа стажировочной площадки МОУ Первомайская СОШ № 2 ведется под руководством тьютора - Черепановой Елены Петровны, доцента, старшего методиста  кафедры педагогики и психологии института повышения квалификации работников образования Забайкальского края  в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (2011-2015 г.) по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» по направлению 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся».

Для слушателей по теме «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации, как условие их успешной социализации» педагоги п. Первомайский выступили из опыта работы по темам:

Социализация обучающихся: «Современные подходы и перспективы» заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кузякина Олеся Юрьевна;

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»

Эти слова Сократа, жившего 400 лет до н. э. актуальны как никогда в современном обществе. В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. Каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную социальную задачу. Социализация – процесс, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм.  Причем, в детстве формируется 70% человеческой личности. Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.

«Семья как важный фактор социализации личности» заместитель директора по воспитательной работе Калинина Ольга Гавриловна;

Рассмотрена тема «Семья, как важный фактор социализации личности».

В теоретическом блоке семья было дано понятие семьи, как одного из микрофакторов в системе классификации различных факторов социализации личности: макрофакторов,  мезофакторов, микро-факторов. Особо остановились на тех типах семей, в которых чаще всего возникают кризисные ситуации с детьми: неполная семья (семья «матери-одиночки»; семья после развода; семья после смерти одного из родителей), семья, где есть опекаемый или усыновлённый ребёнок, семья, где длительный период болен кто-то из родителей, семья, где есть дети с ОВЗ, семьи с жестоким обращением с детьми.

      Были даны конкретные рекомендации по оказанию педагогической помощи детям в данных кризисных ситуациях, возникающих в семье, устно и в виде раздаточного материала.

«Кризисные состояния детей и подростков», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации», «Технологии психологического сопровождения школьника-подростка в ситуациях кризиса» психолог школы Сутырина Надежда Юрьевна.

Надежда Юрьевна характеризовала виды кризисов от неизбежных до ситуативных.  Неизбежные, естественные кризисы: поступление в детский садик, в школу и учеба в пятом классе, рождение брата, сестры. Ситуативно возникающие кризисы: глубокий, затяжной кризис в семье, развод родителей, смерть бабушки, дедушки, кого-то из родителей; преследование со стороны старшего по возрасту ребенка, подростка во дворе или в школе; хроническое заболевание, физическая травма, наносящая ущерб внешнему облику или стесняющая свободу жизни ребенка (гипсовая или иная иммобилизующая повязка), госпитализация, отрыв от семьи (санаторий, летний лагерь, спортивный сбор и т.п., длительная командировка, отъезд обоих родителей). Скажем только, что наипервейший долг родителей - не допустить такого положения, при котором ребенок переживает чрезмерный страх, тоску, длительное состояние тревоги, отчаяния, беззащитности, одиночества, безвыходности своего положения, глубокое унижение. Но в то же время конфликты, кризисы стимулируют формирование личности. По словам В.И. Гарбузова, профессора, психоневролога-психотерапевта, врача высшей категории делаем вывод: общеизвестно, что люди, имевшие опыт выживания в дворовых компаниях и в свободных, спонтанных детских играх, играх без назойливого контроля взрослых, во взрослой жизни чувствуют себя среди других свободнее и увереннее тех, чье детство прошло "в футляре", в бесконфликтной, "внутрисемейной" жизни. Из конфликтов, в которых ребенок вел себя справедливо, отважно, достойно и умно, рождается благоприятный жизненный опыт и уверенность в себе, а из конфликтов, в которых озлобился, был не прав, труслив, жалок, - детская нервность или трудность. Далее слушателям был предложен алгоритм вывода ребенка из кризиса и освещены общие принципы взаимодействия с ним. Предложила некоторые наиболее эффективные виды и формы работы с детьми и подростками, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия, метод свободных словесных ассоциаций, психодрама, или драматерапия, моритатерапия, гештальттерапия, сказкотерапия. Привела примеры практических упражнений. Вместе с тем отметила, что не всякую помощь и не от каждого взрослого дети способны принять, поэтому работа с каждым из таких случаев должна быть индивидуальной, очень точной и квалифицированной. И тем не менее представляется, что основами психологической поддержки может овладеть каждый педагог, воспитатель или родитель. Помогая детям, содействуя их благу, они помогают тем самым и себе. Конечно, жизнь внесет поправки в продуманный план, это понятно. Главное в другом: в осознании того, что мы работаем именно С ДЕТЬМИ и ДЛЯ ДЕТЕЙ, живых, разных, сложных, подчас переживающих не самые простые времена, мучающихся, растущих и в конце концов вырастающих и в любом случае — очень нуждающихся в нашей поддержке и понимании.

Эффективным средством преодоления кризисных состояний у детей и подростков является специально организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на органы чувств. С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать  не только эмоциональную обстановку положительной модальности, а главное позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Представлены фотографии сенсорной комнаты.


По теме «Развитие позитивного социализирующего потенциала личности подростка-старшеклассника» Кузякиной О.Ю. и Сутыриной Н.Ю. проведен форсайт-технология  С. В. Тетерского (Автор технологии управления позитивными переменами через моделирование известного будущего )«Качели времени» с обучающимися 10 класса. Оперативный метод визуализации позитивного образа будущего, корректирующий желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас. Метод, который позволяют за короткий промежуток времени осознать не потребительскую, а исходящую позицию, принять ответственность за свою жизнь и будущее своей Родины. Визуальный результат метода – Мотиватор24 – представляет собой человека (компанию) в созданном будущем (технология дополненной реальности), который предлагает конкретные позитивные действия в настоящем.

 «Качели времени» проведены в три обязательных этапа:

1.      Участники (мысленно) перемещаются в желаемое будущее и принимают его как уже состоявшееся.

2.      Участники (письменно,  под аудио- и видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично созданном будущем.

3.      Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас.


2.jpg «Качели времени» имели большой успех у аудитории, который зависел от психологической атмосферы и профессионализма ведущих – Мотиватора24. Позитивный настрой, уважительное отношение к каждому мнению, умение видеть, слышать, поддерживать смелость каждого присутствующего – всё это позволило создать атмосферу доброжелательного общения и вызвало аплодисменты в завершении работы с детьми.

 

Во второй части слушатели заполнили анкеты, дневники стажеров и участвовали в  обсуждении работы площадки по проблеме внедрения системных обновлений в практику работы образовательных учреждений. Стажерам была предложена анкета на определение знаний процесса социализации, о роли семьи в социализации ребенка, психологических кризисах и технологиях выхода из них. Высокий уровень показали 93 % слушателей (ответили на все вопросы правильно), средний – 7 % (ошибки в 1-2 ответах).

Слушатели оставили следующие мнения:

1.      Актуальность рассмотренных вопросов лично для Вас.

«Актуально как для педагога, так и для родителя, очень важно для своей жизни, для семьи»

2.      Какой материал оказался для Вас наиболее ценным?

Особенно понравились работа психолога  с обучающимися, новое понимание процесса социализации, видеоролики, родительские конференции.

Слушатели поделились впечатлениями:

«По окончанию стажировки озадачена очень глубокими мыслями о новых формах занятий с родителями, переосмыслением особой актуальности темы «кризисной ситуации» детей, о своей деятельности по социализации учащихся». Качественной интересной работе по многообразию форм взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. Отметили высокий уровень степени применимости предложенных методов в собственной практике.

Слушатели оставили следующие отзывы:

«Все просто, доступно, актуально. Есть возможность сравнить со своей работой. Использовать при воспитании своих собственных детей. Очень своевременно. Ваши занятия заставляют задуматься о многом. Спасибо!»

«Сплоченная дружная команда, где руководитель находится у руля»

По окончании директор Агинской средней школы № 2 Гонгорова Лариса Цыреновна подарила буклет «Вторая, самая родная…», изданный к 130 - летию школы.

Тьютор Черепанова Е.П.,  БОП МОУ Первомайская СОШ № 2 выражаем признательность и благодарность завучу Юндуновой Светлане Борисовне за организацию, всему педагогическому коллективу за теплый прием и сотрудничество.

3.jpg4.jpg5.jpg