Детство — это особый общественно значимый мир, который постоянно находится в движении и развитии. ОН, как губка, обладает большой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых
Процесс формирования ценностных ориентаций идет сложно и противоречиво, т. к. тесно связан с общим психологическим состоянием общества — нестабильностью, социальной напряженностью, озлобленностью, пессимизмом. Сложность его заключается еще и в том, что поколение бабушек и дедушек воспитывалось на одних ценностях, отцов и мам на других, а нынешним подросткам более всего знакомы ценности перестроечного и постперестроечного периода.
Вечные ценности — то, что может составить основу взаимодействия детей и взрослых, путь конструктивного диалога разных поколений, без которых невозможно возрождение человеческого достоинства, достоинства народа в целом — это чувство Родины.
Дети — особая ценность общества, его красота, здоровье, будущее, а потому они требуют более заинтересованного отношения к себе.
В новом ХХI в. в условиях реализации Конвенции о правах ребенка и начавшегося Всемирного движения в интересах детей, дети способны стать партнерами, союзниками взрослого общества, а не только объектом его воздействия.
Одной из моделей такого партнерства и сотрудничества — является Детская Общественная Организация «РЮЗ».
Слова известного философа Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете- это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее показали ему». Достичь такого уровня- задача трудная для одного человека, но посильная для группы заинтересованных в своей работе учителей, работающих с подростками, ведь характерной особенностью подросткового возраста (12–17 лет) является то, что подросток стремится всеми, доступными ему способами, проявить свою самостоятельность и «взрослость». Часто это переходит в весьма неблагоприятную плоскость. Поэтому на этом этапе развития личности ребёнка, когда им накоплен уже весьма большой социальный и культурный опыт, основной целью деятельности нашей школы, является необходимость дать подростку максимально широкое поле деятельности для реализации его идей, замыслов, устремлений и творческих инициатив.
В школе педагогический коллектив работает над созданием программы «Духовная культура народов Забайкалья», в которую первостепенно войдет работа детской общественной организации.
Работая по данной программе, члены детской организации получат:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
- участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;
- возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые будут строится на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
В процессе реализации программы учащиеся являются участниками в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т. д.
Программа детской общественной организации предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации, так как концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
- принцип личностного подхода — признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- принцип деятельного подхода — находясь в детской организации, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью — общественно- полезной, самодеятельно-творческой;
- участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
- принцип вариативности — разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
- принцип средового подхода — включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, общественными учреждениями).
Детская общественная организация «РЮЗ» начала свою работу на базе МОУ Мирсановской ООШ 21 мая 2014 году- это были первые неуверенные шаги 10 ребят, которые вступили в ряды «РЮЗ». Галстуки повязали члены «РЮЗ», обучающиеся МОУ СОШ № 51 и МОУ СОШ № 2 города Шилки.