Муниципальное дошкольное учреждение

Цент развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»

пгт. Первомайский

2013 г.

 

Бегония, фиалка, кактус

Наши друзья – комнатные растения для детей 4-5 лет 

Воспитатель

первой квалификационной категории

Просвирякова Н.В.

Цель: закреплять знания о комнатных растениях. Познакомить с новыми комнатными растениями – фиалкой, и с его особенностями. Учить употреблять в речи обобщающее понятие «комнатные растения». Активизировать употребление прилагательных. Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Предварительная работа: знакомство с комнатными растениями: бальзамином, кактусом, сансевьерой (щучьим хвостом), бегонией. Рассматривание их. Опытно-экспериментальная работа по посадке листа бегонии с корешками и без корешков.

Материалы: картинки с изображением лейки, горшочка с землей, солнца, пирамидки, сердца, снежинки. На столике стоят знакомые детям комнатные растения. Горшки с различными фиалками расставлены по группе. Игрушка – Дюймовочка. Вазочка с одуванчиками.

 

Игра «Живое – неживое»

Дети встают в круг. Воспитатель стоит в середине, кидает каждому мячик, произнося существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч обратно воспитателю. Например:

- стол (неживое)

- заяц (живое)

- стул (неживое)

- цветок (живое) и т.д.

 

Педагог: А почему цветок живой? Как вы думаете? (Ответы детей.) Скажите, какие растения есть в нашей группе? (Дети называют и показывают знакомые им цветы.)

-         Как вы думаете, они живые? Почему? (Они пьют водичку и растут)

-         Верно, а как растения пьют воду? (С помощью корешков)

-         Правильно, посмотрите: мы посадили листик бегонии с корешками и листик без корешков. Первый растет, а второй засох, погиб.

-         Сегодня, ребята, мы познакомимся c еще одним растением . Это фиалка. Посмотрите, какие у нее мягкие листики и красивые цветочки. Привезли фиалку в нашу страну из теплых стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода. У него не большие корешки, поэтому глубокий горшочек с землей ему не нужен. Посмотрите, где в группе есть еще фиалки? Какого цвета у них цветочки? (Розовые, синие с белым краешком, белые и др.)

Фиалки любят, чтобы земля в горшочке всегда была слегка влажной. Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.

(2-3 детям предлагается из леечки аккуратно полить фиалки.)

-         Что нужно, чтобы цветам в нашей группе было комфортно?

(Показываются предметные картинки и задаются вопросы.)

Лейка: Нужно ли цветы поливать? (Да)

Горшочек с землей: Цветам нужна земля? (Да)

Солнышко: Нужно ли цветам тепло, свет? (Да)

Пирамидка: А игрушки им нужны? (Нет)

Сердце: Нужны ли цветам любовь, доброе отношение? (Да)

Снежинка: Смогут ли эти цветы жить на улице? Почему? (Нет, они погибнут от холода)

-         Верно, поэтому эти растения называются комнатными. Ребята, когда я утром в садик шла, то увидела на улице цветочек. Угадайте, какой?

 

Носит …(одуванчик)

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е. Серова)

 

-         Интересно, откуда же он появился на улице? (Ответы детей)

Психогимнастика

Сейчас мы превратимся в маленькие семена цветочка. Еще прошлым летом маленькие семечки -  парашютики прилетели на землю. (Дети садятся на корточки). Наступили холода. Семечки крепко – крепко сжались и глубоко спрятались. (Обхватывают руками согнутые колени и прячут голову). Что вы чувствуйте, сидя под землей? (Темно, холодно).

Пригрело солнышко. Снег растаял. И из семечек стали пробиваться к солнышку маленькие росточки. (Дети медленно встают.) постепенно стали распускаться листочки (плавные взмахи руками). Наконец появились бутоны (покачивают головами). Солнышко пригревало все сильнее и сильнее. Цветочком было радостное, и они стали легкими и пушистыми. ( Дети радостно улыбаются). Тут подул теплый ветерок, и белые парашютики-семечки полетели с цветочка путешествовать. (Дети бегают, кружатся). Ребята, можно ли одуванчик назвать комнатным цветком? Почему? Где вы встречали одуванчик?

Ой, посмотрите, а в нашем одуванчике спряталась маленькая девочка – Дюймовочка. Она очень любит играть в прятки. Сейчас Дюймовочка будет прятаться в цветы, а вы должны назвать, в каком из них она сидит.

Угадайте, в каком цветочке сейчас Дюймовочка? Этот цветок растет в пустыне, где очень мало воды, и имеет колючки. (Кактус)

Родина этого цветочка – Африка. У него светло-зеленые стебли с листьями. Цветет ярко-розовыми маленькими цветочками. На стеблях имеет маленькие сахаринки, похожие на капельки. (Ванька мокрый, бальзамин)

У этого цветочка круглые мягкие листья на маленьких ножках. Он не любит, чтобы во время полива на его листьях попадала вода. Растение может иметь цветочки разного цвета. (Фиалка).

Ребята, а как можно назвать все эти растения одним словом? (Комнатные)

Дюймовочке уже пора спать. Давайте поставим цветочки на свои места и не будем шуметь.