Консультация для родителей

«ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ»

 

Составитель: педагог – психолог

высшей квалификационной категории

Варламова Ю.М.

 

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»

*  Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

*  Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.

*  Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

*  Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

*  Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.

*  К. Д. Ушинский считал, что если семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед родителями никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если родитель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными»

«Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его) .

Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку) .

Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Наказание лучше действует, когда:

*  оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;

*  после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;

*  наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;

*  у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание. Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить? "

*  наказание часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения.

*  при полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание может оказаться лучшим решением.

*  отказ от наказаний. снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.

Аллан Фромм сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Грубо отчитывая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Последствия детских наказаний

Если с ребенком подолгу не разговаривать. Это самое суровое испытание. Ребенок и так не может справиться с чувством вины и нуждается в близком человеке, которому можно довериться. Поэтому во взрослой жизни может стать невыносимо болтливым, его пугает сама перспектива быть неуслышанным. Он как бы ожидает, что вот – вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Такого человека воспринимают как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяют телесные наказания. Бьют в целях профилактики, решая две проблемы: устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач. Кара неизвестно за что. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Его природная спонтанность, не находя выхода, проявляется в всплесках неуправляемого возбуждения. Эта энергия могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ребенок и не будет приучен.

Если родители ограничивают свободу ребенка. Он поверит в то, что ни с чем не справиться сам, подрывается авторитет перед сверстниками. Жажда свободы вытесняет стремление убежать от зависимости любой ценой. Но, оказавшись в трудной ситуации будет надеяться на помощь всемогущих родителей, а не на себя.

Если часто кричат и ругают ребенка – это способствует развитию низкой самооценки. Во взрослой жизни он по поводу и без повода будет обрушиваться на окружающих с криками и руганью, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка оставляют без десерта и сладкого, он привыкает наедаться впрок и иметь все необходимое на всякий случай под рукой. Зарождается страсть к накопительству и обжорству. Он будет сохранять достигнутые успехи, но не будет стремиться к новым.

Если ребенку часто читают нотации – чувство совести становится еще острее, усиливается чувство вины, что приводит к чрезмерным извинениям перед всеми подряд, но не придает ему веса в собственных глазах. Любовь он считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если ребенка ставят в угол – он болезненно воспринимает все замечания в свой адрес, держится обособленно от других, большей частью молчит. Он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненность вряд ли кому–нибудь навеет мысль об этом.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Сколько детей, столько разных характеров, Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.