Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»

 

Обобщение опыта

творческий проект

 

«МАЛЕНЬКИЕ АКТЕРЫ»

 

 

 

 

Автор опыта: воспитатель

1-й квалификационной категории

Потехина Ольга Анатольевна

пгт. Первомайский
2013 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

·     Ф. И. О. автора: Потехина Ольга Анатольевна.

·     Город (район): пгт Первомайский Забайкальский край.

·     Образовательное учреждение: МДОУ ЦРР «Теремок», детский сад № 12.                   

·     Занимаемая должность: воспитатель

·      Педагогический стаж и квалификационная категория - 23 года, 1-я.

Тема педагогического опыта: «Маленькие актёры»                                                     

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.                                                                                                     

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов):     

Умение у дошкольников воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием   и   особенности   художественной   выразительности   не   возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Основными методами являются следующие:

• чтение сказки                                                                                                                      

• беседа по содержанию                                                                                                  

• обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки                                                     

• чтение сказки по ролям                                                                                               

• работа с «актёрами»:                                                                                                         

а) выразительность диалога, монолога                                                                           

б) игровые движения

в) мимика

г) работа над мизансценой                                                                                             

• работа с фонограммой

·     объединённая репетиция для всех участников спектакля

·     генеральная репетиция

·     премьера

Традиционно в методике развития речи выделяется две формы работы с книгой в детском саду: 

·     чтение и рассказывание художественной литературы;

·     заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятии, в разных видах деятельности.                                                                                                          Умелое и своевременное применение того или иного приема, способствует     осознанию его идейного содержания произведения, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.

Основными теоретическими положениями выделены следующие:

• театрализованная    игра    имеет    большое    значение    в    процессе    развития познавательных процессов и качеств личности ребенка;

• игра имеет большой потенциал при обучении ребенка разным способам поведения, проигрывании разных социальных ролей;

• в игре ребенок социализируется, что позволяет в дальнейшем использовать этот процесс при адаптации ребенка в обществе.

Эти положения позволяют считать театрализованную игру объектом педагогической деятельности, а следовательно, дают возможность изучать ее использование в процессе понимания литературного произведения.

Назревшая необходимость постановки театральной работы с серьезную профессиональную основу не подвергает сомнению педагогических целей.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся любить книгу, возникает интерес и к иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому необходимо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях привлекается внимание детей и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка. Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества,

Это объясняется двумя основными моментами:

·     во - первых,  драма,  основанная на действии,  совершаемом  самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

·     В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную.

Умело,    поставленные    вопросы    при    подготовке    к    театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию устной  речи. В процессе работы над выразительностью   реплик   персонажей,   собственных   высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованная  деятельность  способствует развитию творческих способностей и проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

 В театрализованной   деятельности   действия   не   даются   в   готовом   виде. Литературное произведение   лишь   подсказывает  эти   действия,   но   их   еще   надо воссоздать  с    помощью    движений,    жестов,    мимики.    Ребенок    сам    выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика  и  содержание  театрализованной  деятельности,   как  правило, имеют нравственную   направленность,   которая   заключена   в   каждой   сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как   развитие   детского   творчества. Воспитательные   возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.  Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

Анализ   продуктов   речи,   образцовых  текстов   учит   дошкольников   видеть проявление общих   групповых   закономерностей   построения   конкретных   текстов, наблюдать, как в них отражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит понятие или совокупность понятий.

Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают   мышление,    совершенствуют    словарь   детей.    Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка. Сравнение встречается и в стихах, и в прозах.

Во всяком  художественном  сравнении  всегда  есть  субъективный  элемент.

Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое их сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании дошкольников    из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.

Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.

Эффективность опыта.

 Опыт  работы   показал,   что   участие   детей   в   театрализованной   деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Игры драматизации позволили решить     несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности у детей повысился,    в группе создана атмосферы творчества, повысилось социально-эмоциональное развитие детей. Работая с детьми над образами персонажей у детей стала выразительной речь, усовершенствовалась  пластики, двигательные способности, эмоциональное состояние, поведенческие нормы, нравственное развитие.

 

Информация об опыте

 

Автор опыта: Потехина Ольга Анатольевна.

Тема опыта:  «Маленькие актёры»

Условия возникновения     опыта,  становления     опыта:   «Маленькие  актёры»

«Волшебный край!"  - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин.

«Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого   поэта   и   выдающегося   критика   разделяют   и   взрослые,   и   дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.    Во-первых, это связано с тем, что посещение театра  -  всегда праздник.  Русское  слово   "праздник"   происходит  от древнеславянского "праздь", означающего "отдых, безделье". Но не только перерыв в повседневных  делах подразумевался под праздником. С ним связана радость, веселье и, самое главное,  уход  от обыденности.  Ощущение праздничности,  которое  связано  с

посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в

другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.    Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. С развитием  системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.

Дети всегда готовы играть в сказки, это их способ познания мира.

В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствие слабому , получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театральная    деятельность    позволяет    формировать    опыт    социальных    навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность.

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок входя в сказку Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия,   арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к

театрализованной деятельности.     Изучая    психолого-педагогическую и методическую литературу, я убедилась, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось пристальное внимание.      Исследования показали, что   развитие   художественных   способностей   тесно   связано   с   развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ.

Ни для кого не секрет, что сейчас люди очень мало читают, общение с книгой заменяет интернет. Родители очень мало читают детям, поэтому у них уже в дошкольном возрасте утрачивается интерес к книге. В детском саду дети предпочитают активные игры чтению,  поэтому и   возник   вопрос   о   поиске   эффективных   средств   привития   любви   к художественной литературе и всестороннему развитию дошкольников.

Актуальность опыта.             В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид   искусства,   наиболее   полно   способствует   творческому  развитию   личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным    искусством,     музыкой    и    т.    д.     Театр    формирует    у    детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку.           Воспитательные возможности театрализованной   деятельности   широки.   Участвуя   в   ней,   дети   знакомятся      с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью     реплик     персонажей,     собственных     высказываний     незаметно активизируется   словарь  ребенка,   совершенствуется   звуковая   культура   его   речи,   ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.    Это      конкретный,    зримый   результат.    Но    не    менее   важно,    что театрализованные занятия развивают эмоциональную  сферу ребенка,  заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 Театрализованная  деятельность    важнейшее   средство  развития   у  детей способности   распознавать   эмоциональное   состояние   человека   по   мимике,   жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная   деятельность   позволяет   формировать   опыт   социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного   возраста   всегда   имеют  нравственную   направленность   (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность  ребенка  к  такой   идентификации   с   полюбившимся   образом   позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные

опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать

неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия

всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, я стремились создать в    своей группе театральную министудию.

Задачи студии, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но, кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в дошкольном возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот   будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обедняться.

Основные задачи - последовательно знакомить детей с видами театра.

работать над речью, интонациями;

развивать коммуникабельность;

побуждать в детях способность живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Теоретическое обоснование опыта.

Театр - это лучшее   средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,  стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Еще до нашей эры   возникло   театральное искусство. У всех народов мира с

древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру. Хор ряженных и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит - активная мимика, действие.   В России истоком театра был школьный театр, популярен - домашний.

Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-

ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных

произведений    (сказки,    рассказы,    специально    написанные    инсценировки).    Герои литературных   произведений   становятся  действующими   лицами,   а  их  приключения, события жизни,   измененные   детской   фантазией,   -   сюжетом   игры.    Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя,   его  основные  черты,   действия,   переживания  определены  содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

И делаю это в процессе слушания произведения. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию  искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем   его поступки, оцениваем   их, учу понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его

впечатления  об  окружающей  жизни,  тем  богаче  воображение,  чувства,  способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью  и   т.п.).   Следовательно,   подготовленность   к   театрализованной   игре   можно определить как уровень  общекультурного развития,  на основе которого  облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

 Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют,    как    в    режиссерской    игре:    разыгрывают    литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны  спектакли    с    использованием    настольного    театра    с    объемными и плостными костными  фигурками или  так называемые  стендовые театрализованные  игры,  в которых дети на фланелеграфе,  экране с помощью картинок (часто  вырезанных по контору) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Существует   несколько   классификаций   игр   в   кукольный   театр   для   детей дошкольного возраста:

-  настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с « живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок)

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды.

Сами   по   себе   театрализованные   творческие   игры   являются   частью   такой

воспитательно-образовательной  работы.   Она  имеет   большое   значение   для  развития личности не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество  таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.

Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.

Благодаря   специальным   педагогическим   исследованиям,       было   установлено следующее:

- наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если со второй младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а в средней группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в старшем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

- было  установлено,   что  дети  пятого  года жизни  в  процессе  театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.

- в этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию,   а  также   использовать   занятия   по   развитию   речи   для   обогащения театрализованных игр.

По ходу самой игры, я замечаю бедность выразительных средств у кого-то из

играющих, напоминаю о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указываю на

допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя  движения рук,   головы,  туловища,  мимику,  речевые  выразительные средства.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.

Театральное  искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего по тому, что в   основе   его   лежит   игра.   Театрализованная   игра   -   одно   из   ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная  театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условие для    социализации,    усиливая    адаптационные    способности,    корректирует коммуникативные качества,   помогает   осознанию   чувства   удовлетворения,   радости, успешности.

Таким   образом,   в   процессе   организации   театрализованной   игры   у   детей развиваются организаторские  умения  и  навыки,   совершенствуются   формы,   виды  и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения.

Роль педагога в организации и проведении таких театрализации очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические

функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Технология опыта.

Художественная    литература    -    одно    из    важнейших    средств    всестороннего гармонического развития личности.

Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Умение  воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием

особенности    художественной    выразительности    не    возникает    спонтанно,    оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях,

методических и учебных пособиях.

Основными методами являются следующие:

1.   Чтение  воспитателя  по  книге  или  наизусть.   Это  дословная  передача  текста. Читающий сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2.   Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3.   Инсценирование.   Этот   метод   можно  рассматривать   как   средство   вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.   Заучивание   наизусть.   Выбор   способа   передачи   произведения   (чтение   или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:

·     Чтение и рассказывание художественной литературы;

·     заучивание стихотворений в НОД, использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.

Исследуя театрализованную игру как объект педагогической деятельности, мною была проанализирована литература по теме исследования. Основными теоретическими положениями были выделены следующие:

·     театрализованная игра имеет большое значение в процессе развития познавательных процессов и качеств личности ребенка;

·     игра имеет большой потенциал при обучении ребенка разным способам поведения, проигрывании разных социальных ролей;

·     в игре ребенок социализируется, что позволяет в дальнейшем использовать этот процесс адаптации ребенка в обществе.

Эти положения позволяют считать театрализованную игру объектом педагогической деятельности, а следовательно, изучать возможность ее использования в процессе понимания литературного произведения.

Назревшая необходимость постановки театральной работы с детьми на серьезную профессиональную  основу не подвергает сомнению приоритет педагогических целей.

В младшем дошкольном возрасте у детей педагоги воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально  откликаться  на него.  У малышей

Формируют навык совместного   слушания,   умение   отвечать   на  вопросы,   бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная  с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров, инсценировки

простых произведений - «покажу    сказку, обыграю стихотворение». Показав сказку, помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитесь, отопритесь!»,

Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогаю запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять   и   запомнить   сказку,   повторить   песенку,   однако   речь   их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому я стараюсь  учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создаю условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей к способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях привлекаю внимание детей и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, называю жанр, показываю произведения с помощью кукол. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном, увиденном. Учу детей отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает: умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение, самим воспроизводить с помощью театрализации наиболее понравившиеся сюжеты. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в продуктивной деятельности, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования, аппликации.

Театрализованная   деятельность   создаёт   условия   для   развития   творческих

способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности,

быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь  в  него,  живя  его  жизнью.  Поэтому,   наряду  со  словесным творчеством м драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами:

·     во – первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно  и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

·     В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором  образ, созданный  из   элементов  действительности,   воплощает  и  реализует   снова  в действительность, хотя бы и условную.

Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения,  именно  в  театрализации  находит полное осуществление.

Умело, поставленные    вопросы    при    подготовке    к    театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию устной   речи. В процессе работы над    выразительностью    реплик    персонажей,    собственных высказываний незаметно   активизируется   словарь   ребенка,   «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность   образов,   иногда   комичность   персонажей усиливает впечатление   от   их   высказываний,   поступков,   событий,   в   которых   они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это способствует  развитие   творческих   способностей   и   проявляется   в   том,   что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые,  недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной    деятельности    действия    не    даются    в    готовом    виде, литературное произведение  лишь   подсказывает  эти  действия,   но   их  еще  надо воссоздать с    помощью    движений,    жестов,    мимики.    Ребенок    сам    выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи,  грустят,  огорчаются  вместе  с  ними,  могут плакать  над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и  содержание  театрализованной  деятельности,   как  правило,   имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то   дети   в   большинстве   случаев   хотят   подражать   добрым,   честным персонажам.  А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности  усиливаются  тем,   что   их  тематика  практически   не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические     переживания,     которые,     в     свою     очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Сравнение встречается и в  стихах,  и  в прозе.  Важно,  чтобы знакомство  со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, например -    «Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите». Дети сравнивают снег   с   легкими   пушинками,   с   тополиным   пухом,   с   лебяжьим. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах, в умении воплотиться в тот или иной образ, при обыгрывании сказок, при постановке спектакля.

Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое их сравнение тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании дошколят из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину спектакля.

Детский сад  не  ставит  перед  собой  цели  дать  дошкольникам  теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления,  эмоциональных окрасок речи, фантазии, творчества,  способствует   пополнению   словарного   запаса   тем   самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Результативность опыта: Для того чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная  диагностика.   В   результате   целенаправленной   работы   по организации театрализовано-игровой деятельности дети могут:

·     Создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности ( слова, мимику, жесты, эмоции)

·     Передавать образы героев через пластику, давать оценку поступкам героев

·     Взаимодействовать с партнером (развита коммуникабельность)

·     Действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо,  пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками)

Опыт работы показал,  что участие  детей  в  театрализованной  деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков   театрально-исполнительской   деятельности,   создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного воспитания. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Мною было    разработано    перспективное    планирование    театрализованной

Деятельности, в моём проекте на тему «Маленькие актёры»   в срок реализации на 5 лет, составлены сценарии театрализованных представлений.   Разработаны консультации для воспитателей и родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная

Деятельность становится    средством   развития   творческих    способностей   у    детей, ознакомления дошкольников с   художественной литературой. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Работа с родителями   способствовала   обогащению   развивающей   среды   группы,

Сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.

В дальнейшем планирую   продолжить работу по развитию театрально-игровой деятельности:

- пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;  сделать традицией отмечание Дня театра;

- найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театрализованной деятельности, с целью обмена опытом.

Практическая значимость опыта в том, что его могут использовать воспитатели ДОУ поселка и края в работе с детьми дошкольного возраста.