«Казачьему роду нет переводу» - старшая группа № 11, Ирина Леонидовна Селезнёва, воспитатель первой квалификационной категории, музыкальный руководитель Галина Викторовна Золотухина

 

Цель: Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков.

 - Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

 - Вызывать желание следовать старинным народным традициям.

 

Предварительная работа: Беседы о повседневной жизни и труде казаков, рассматривание альбома с открытками, иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок , песен по теме, экскурсия в музей - посещение  « Казачьей  горницы».

Материал: Макет казачьей хаты, предметы быта казаков ( чугунок, глиняный горшок, прялка, сундук, папахи, сабли, платки, скатерть, салфетки). Музыкальные записи казачьих песен. Казачьи костюмы для мальчиков и девочек, педагога.

Ход НОД:

Организационный момент в группе. ( Дети одеты в казачьи костюмы), звучит музыка.

Вед: Ребята звучит знакомая песня, но вспомнить никак не могу.

Дети: Да это же казачья песня, мы её дома слышали.

Вед: А кто же такие казаки?

Дети: Казаки гордые и отважные люди, любят холить жеребят, из лозы корзины плетут, песни звонкие поют.

О казачестве спроси

Слава ходит на Руси

Гордый и лихой народ,

Заслужил себе почёт

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несёт.

Вед: А меня давно казачья семья зазывают к себе в гости. Хотите пойти со мной?

Дети: Да.

( Вход в зал Красиво украшена хата казаков).

Подходим к горнице стучимся, дверь отперта, дома никого нет.

Вед: Да они наверное ушли на базар, давайте пройдём присядем на лавки, да осмотрим хату казаков.

Горница у них небольшая,

Да красивая такая.

Дети: А называется она курень.

Вед: А почему курень?

Дети: Курень значит круглый, можно переходить из одной комнаты в другую.

Вед: А из чего он построен?

Дети: Построен курень  из брёвен, глины и камыша.

Вед: Тёплый дух идёт от печки, видно не так давно ушли хозяева из дому.

Дети: А печка -царица дома, она согреет и накормит, разукрашена цветами и камешками.

Вед: Что же вкусненькое они любят готовить?.

Дети: Щи, каши, блины, рыбный суп – уха, вареники, пироги.

Вед: Кастрюлька то какая интересная? – Дети: Да это же чугунок.

Вед:

Дети: Рогат да не бык, хватает да не ест? Вед:  Ты про что?

Дети: да это же ухват.

Вед: А для чего он здесь?

Дети: с помощью него ставят чугунок в печь, и из печи достают.

Вед: (Берёт в руки глиняный горшок). Это что за невидаль такая?

Дети: А это глиняный горшок – крынка, сделан он из глины, молоко в нём хранится много дней,

 казаки любят заниматься гончарным делом.

Вед: Надо мне такой же приобрести, на даче буду молоко хранить.

Вед: Сколько же тут всего интересного, правда ребята? Может вы ещё что то углядели?

Дети: В углу стоит прялка, когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу что бы вязать носки, варежки и другие вещи.

Вед:      А в углу сундук стоит,

             Много он добра хранит! 

Ребята интересно, а что  же находится в сундуке? Может мы заглянем, да посмотрим что находится в сундуке, думаю что хозяева на нас не рассердятся.

( Открываем сундук, достаём папахи, сабли и платки – наряжаемся)

Приход хозяев дома – казак и казачка

Казачка: Здорово дневали, хлопцы да девчата!

Дети: Слава богу Тётушка Галина, Слава богу Дядька Демьян!

Вед: Давно вас поджидаем, хату  вашу осматривали, как у вас хорошо, тепло, красиво.

Казак: Спасибо вам  гости дорогие на добром слове!

Казачка Т Галина: Посмотри Д Демьян, какие красивые хлопцы да девчата, да взаправду  настоящие казаки и казачки.

Казак Д Демьян:  Надо нам устроить смотрины чтобы узнать, доросли ли эти бравые хлопцы да девчата, до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки, все к руг вставайте, слушайте да дружно отвечайте.

Казак родился – отчизне пригодился

Терпи казак – атаманом будешь

Казачье братство – милее богатства

Казак в беде не плачет

Казаку честь – родину беречь

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой

Хлеб, соль да вода – то казачья еда

Казак без службы -  не казак

Где казак там и слава

Казачья шапка – папаха

Лучший друг казака- конь

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Казак Д Демьян: Я так думаю, что пора енних ребятишек в казаки приписать!  Наши казачьи обычаи знают и почитают, словом дух казачий в них живёт. Любо казаки да казачки! – Любо!

Казак Д Демьян: Что же Т Галина гостей плохо привечаешь, ничем вкусненьким не угощаешь?

Т Галина: Ой и правда! Чего это я! И чем же мне вас мои хорошие угостить? Может варэничков  наварить, у меня и тесто готово.

Д Демьян: Я бы от варэничков, не отказался.

Т Галина: Я зараз, а вы девчата мне помогите, одной то мне не управиться, вон хлопцев то сколько!( напевает)

Д Демьян: А вы хлопцы ко мне подходите, пока Т Галина с девчатами хлопочут, я вам про казачью воинскую доблесть расскажу. Главное призвание казаков – быть военным. Мальчишки в казачьих семьях растут смелыми, ловкими, выносливыми. Уже с детства готовят к будущей военной службе, а для этого нужно научиться уверенно скакать на коне,

А ёще учились казачата  быстро бегать, умело размахивать саблей ( шашкой)

Где саблей не возьмёшь, там пикой достанешь. Сабля как драгоценная реликвия передавалась от деда к внуку.  Рассказать о сабле, где рукоятка и лезвие Возвратившись из военного похода, казаки чистили коней и саблю. ( показ детям как чистить  лезвие сабли)

Пословицы о коне:

Казак без коня, что солдат без ружья

Казак без коня не казак

Конь казаку лучший друг

Казак сам не поест, а коня накормит

Сам погибай а коня выручай

Без коня казак кругом сирота

Не конь красит казака , а казак коня.

 Д. Демьян:Из под кочек, из под пней

                   Лезет враг оравой,

                   Гей казаки на коней

                   И ай да за славой!

                  Любо казачата! Любо!

Игра « Сбей саблей» ( Мальчики садятся на лошадку, скачут и саблей сбивают препятствие)

Вед: Ну что девчата стоите, вишь как  умаялись, коней да хлопцев напоите.

Т Галина: Напоили вот и славно, а у нас с девчатами, уже и стол накрыт, усаживайтесь хлопчики да девчата, да ложки разбирайте.

Д Демьян: Куда пострелёнок вперёд старших? Не лезь, не торопись чтоб ложкой в лоб не прилетело, казаки завсегда старших уважают, почитают, да к советам прислушиваются.

Вед.  Ну что ребята все наелись?

Благодарствуем Т Галина очень вкусно!

Т Галина: Да, на здоровьице ребятушки. Вот и славно. Гость доволен – хозяин рад! Гостю почёт – хозяину честь!

Вед: Вот теперь и песню спеть можно!

Д Демьян:  Любо казаки и казачки! Любо!

Песня : « Приуныли казаки»

Реб: Вот такие мы ребята

        Мы лихие дошколята

        Мы готовы в дружбе жить

        И россией дорожить.

Вед: Ну что же ребятушки, пора и честь знать, пора нам возвращаться, с хозяевами прощаться. Спасибо за гостеприимство, на науку Т Галина и Д Демьян.

Д Демьян: Примного вами благодарны гости дорогие, прощайте, нас не забывайте, время будет заезжайте, мы гостям за всегда рады.

Любо казаки да казачки! – Любо!

Вед: И вы прощевайте гости дорогие!

Реб: По коням!

( Мальчики усаживают девочек на коней и уезжают).