Что это такое
С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также нормы оплаты труда.
"Стандарт определяет необходимые знания и навыки, которыми педагоги должны обладать. Наши родители будут спокойнее за своих детей, т.к. согласно новым стандартам каждому ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход и защита."
Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.
Они используются:
1. работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
2. в организации обучения;
3. при аттестации сотрудников;
4. в разработке ДИ;
5. при тарификации работ;
6. в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
7. организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
8. в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.
Зачем нужен
Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от самообразования и его стремления познать мир.
Профстандарт 2018 — это документ, который охватывает невероятно широкую область образовательной деятельности и заключает в себе педагогическую работу в областях дошкольного и общего образования, в том числе его начальной, основной и средней ступени, также содержит чёткое описание знаний и навыков.
Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.
Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2018 года для учителя
Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:
• определение уровня квалификации педагогов;
• интеллектуальная подготовка будущих учителей;
• повышения интеллектуального уровня учителей.
Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.
Учитель должен:
• благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.
Какая же причина таких отношений с предметом?
Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда, в недостатке позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?
Естественно, не хотелось бы, чтобы введение профстандартов превратилось в формальность, и привело к очередному очковтирательству.
СТРУКТУРА
Новые требования к профессионализму педагога включают:
• универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
• знание (для повышения профуровня);
• компетентность (осведомленность);
• прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).
Очень важно, что внешний вид и стиль учителя должен вызывать уважение.
С 2018 года П.С. имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:
• обучение;
• образование;
• развитие.
Наибольшее количество вопросов вызывает раздел «развитие», который ставит педагога в ситуацию, когда вместе с узкопрофильными специалистами — логопедом, школьным психологом, ему необходимо выявлять и решать возникающие проблемы учеников, круг которых довольно широк.
Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.
Требования к кандидату Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:
1. обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
2. отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);
В то же время, данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту кандидата. Следовательно, на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.
Трудовые функции
Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.
Такой специалист может занимать должность учителя или воспитателя и осуществлять образовательную работу в организации, предоставляющей услуги дошкольникам или услуги общего образования.
В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:
• обучение детей — воспитанников или учеников;
• воспитательный труд с подопечными;
• применение развивающих методик ;
• реализация образовательных программ должного уровня обучения.
Профстандарт учителя 2018г. дает точное представление о требованиях, которым должен соответствовать соискатель такой позиции. Перечень может быть дополнен при наличии интереса со стороны обучающихся.
Тестирование
При тестировании в сорока трёх субъектах федерации удалось добиться отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2018 г.
Не исключена возможность уточнения новых требований с учетом региональных, культурных и других особенностей, в зависимости от конкретного места их применения.
Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.
Адаптация
Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Компетентность дифференцируется на три уровня:
1. обще пользовательская;
2. общепедагогическая;
3. предметно-педагогическая.
Особых трудностей для понимания и постепенной адаптации учителей к установленным требованиям не наблюдается. На самом деле, расширяются компетенции педагогического работника, который обладает навыками педагога, психолога, дефектолога, детского логопеда.
В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.
Проблемы реализации Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:
1. отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
2. возросшие нагрузки;
3. сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.