|
|
Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 40-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы? Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях? Общий кругозор 7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать: · свое имя, фамилию и отчество; · свой возраст и дату рождения; · фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; · имена других членов семьи и кем они ему приходятся; · свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); · страну, в которой живет, и ее столицу; · основные достопримечательности своего города/поселка/деревни; · основные цвета и их оттенки; · части тела человека; · предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); · профессии, виды спорта; · виды наземного, водного, воздушного транспорта; · известные русские народные сказки; · великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения. Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются. Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты) Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Математика, счет Базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму Будущий первоклассник должен уметь:
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.
Должен ли первоклассник уметь читать? Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют. Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! Многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту. Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально. В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки. Окружающий мир Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
Что еще должен уметь будущий первоклассник? Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом. Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС: 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками 2.Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. 3.Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками 4.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели 5.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей. Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения. Начальная школа - это формирование нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), обретение первой социально значимой роли – статуса ученика. Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верить в успех своего будущего первоклассника и вселять эту уверенность в него самого! |