Специалисты Управления Росреестра по Забайкальскому краю разъясняют основные положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», вступившего в силу 11 августа 2017 года.

Закон был разработан под руководством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации – руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.
В разговорной речи федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии». При этом Закон никого не амнистирует. Применение Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда. В частности, Закон защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами лесных участков. Закон также защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельхозземлям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду. В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам. В качестве концептуального решения данной проблемы Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами. Таким образом Закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.
В соответствии с Законом сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием к территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Закон также устанавливает принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством. Это позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений и стабилизировать ситуацию в отношениях между участниками земельных отношений.
Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде. Таким образом, жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.
Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности.

В Управлении Росреестра по Забайкальскому краю уже 3 года действует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что может позволить гражданам и предпринимателям, при наличии оснований, уменьшить размер налоговых отчислений и арендных платежей.

Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц, на основании решения Правительства Забайкальского края.
Необходимо напомнить, что региональное Управление Росреестра не проводит государственную кадастровую оценку недвижимости: земельных участков и объектов капитального строительства, а лишь вносит в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученные в результате такой оценки.
Однако, в соответствии с федеральным законодательством, комиссия Управления пересматривает результаты определения кадастровой стоимости, если у правообладателей есть сомнения в ее правильности.
С 2015 года членами комиссии регионального Росреестра рассмотрено 846 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. В отношении 550 заявлений кадастровая стоимость определена в размере рыночной. Снижение размера кадастровой стоимости произошло на 74% или на 8 млрд. 369 млн. 301 тысячу рублей.
В отношении 293 заявлений – приняты решения об отклонении, в отношении 3 приняты решения о пересмотре кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений.
Подавляющее большинство заявителей обратились за пересмотром кадастровой стоимости земельных участков.
Ознакомиться с результатами кадастровой оценки и получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно на Интернет-сайте Росреестра. Выписка предоставляется бесплатно в течение трех рабочих дней.
Также заявители могут узнать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов в личном кабинете Росреестра. Для авторизации в личном кабинете потребуется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации.
Оперативно узнать информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно и с помощью сервиса «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН». Получить ключ доступа к данному сервису, а также пополнить его баланс можно в личном кабинете Росреестра.
Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», которые доступны на главной странице сайта Росреестра.
Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на сайте Росреестра, можно запросить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости при обращении в Многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ).
Справка будет предоставлена бесплатно в течение трех рабочих дней. В случае обращения в МФЦ срок оказания услуги увеличивается на два дня. При подаче запроса надо указать способ получения документа: при личном посещении филиала Федеральной кадастровой палаты или МФЦ, по почте.