В Управлении Росреестра по Забайкальскому краю информируют, что с 1 января 2018 года внесены изменения в целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации.

Основанием для внесения изменений стало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 2723-р. В модели по государственной регистрации прав и кадастровому учету добавлены новые показатели и установлены их целевые значения на 2019 и 2020 годы.
В целевые модели включены показатели доли услуг по регистрации прав и кадастровому учету (с учетом единой процедуры), оказываемых органам государственной власти субъектов России и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг. Согласно моделям, доля таких услуг до конца 2019 года должна составить 80%, до конца 2020 года – 100%. По итогам первой половины 2017 года органами власти субъектов Российской Федерации предоставлено в электронном виде около 22% заявлений на получение услуги по регистрации прав, 5% заявлений – на кадастровый учет. Органами местного самоуправления за этот период в электронном виде предоставлено 12% заявлений на регистрацию прав и 8% – на кадастровый учет от общего количества таких заявлений.
Электронное взаимодействие государственных органов субъектов Российской Федерации при получении услуг способствует повышению эффективности их деятельности и выступает ключевым направлением повышения инвестиционной привлекательности региона.
В модель по кадастровому учету также включен показатель – доля территориальных зон, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в общем количестве таких зон, установленных правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) на территории субъекта России. Моделью установлено целевое значение этого показателя до конца 2019 года – 60%, до конца 2020 года – 100%. По итогам первого полугодия 2017 года в ЕГРН внесены 2% сведений о границах территориальных зон, внесенных в ЕГРН, от общего количества зон, содержащихся в ПЗЗ. При этом на тот момент были утверждены ПЗЗ для 93% муниципальных образований России.
Наличие в ЕГРН сведений о территориальных зонах сокращает сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовки межевых и технических планов, актов обследования, а также повышает качество подготавливаемых кадастровыми инженерами документов.
В целевую модель по кадастровому учету также включены показатели – доля объектов недвижимости и доля территорий объектов недвижимости, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)*, сведения о которых внесены в ЕГРН. Доля считается от общего количества таких объектов, включенных в ЕГРОКН на территории субъекта. В соответствии с моделью, до конца 2019 года в каждом субъекте в ЕГРН должно быть включено не менее 75% объектов культурного наследия и территорий таких объектов, содержащихся ЕГРОКН. До конца 2020 года эти показатели должны составлять 100%. По состоянию на 1 июля 2017 года в ЕГРН внесены сведения о 17% объектов культурного наследия (24,5 тыс. из 146,5 тыс. объектов, включенных в ЕГРОКН) и 32% территорий таких объектов (7,2 тыс. из 22,2 тыс.).
Отсутствие в ЕГРН сведений об объектах культурного наследия и установленных в отношении них охранных зонах не позволяет обеспечить их охрану, что приводит к случаям незаконного вовлечения в гражданский оборот недвижимого имущества (продаже или аренде земельных участков), расположенного в границах территорий таких объектов. Кроме того, этот факт снижает уровень информированности инвесторов, приобретающих земельные участки, что в свою очередь может стать причиной спорных ситуаций. В частности, при осуществлении учетно-регистрационных процедур возникают случаи пересечения границ земельного участка и территории объектов культурного наследия, что препятствует оформлению прав собственности на недвижимость.
Целевые модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р. Реализация моделей направлена на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении госуслуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.
 
* За исключением перечня объектов культурного наследия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р.

В 2018 году в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю поступило 13 заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.

Проведено 3 заседания апелляционной комиссии, на которых рассмотрены 11 заявлений. 1 заявление отозвано заявителем, 1 будет рассмотрено 28 июня 2018 года.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений большинством голосов принято 4 решения об отказе в принятии к рассмотрению, 6 решений об отклонении заявлений.
По одному заявлению было принято решение об удовлетворении заявления, т.к. решение о приостановлении признано необоснованным. На основании пункта 15 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.03.2016 № 193 , при равенстве голосов решающим являлся голос заместителя председателя апелляционной комиссии.