СОГЛАСОВАНО |
Председатель профсоюзного |
комитета |
________Гладких Т.С. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Чиронская СОШ
___________Шубина Л.М.
«___»___________201_г.
«___»___________201_г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чиронская средняя общеобразовательная школа
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ, Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы.
1.2.Классный руководитель осуществляет педагогическую функцию, обеспечивающую организацию образовательного процесса в первичном ученическом коллективе - классе общеобразовательного учреждения. Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
1.3. Классный руководитель обеспечивает эффективную организацию образования обучающихся в рамках одного класса в индивидуальных, и в групповых формах работы, как классный воспитатель одного из 0-11 классов или параллели.
-
Классный руководитель назначается для выполнения функциональных обязанностей и освобождается от выполнения функциональных обязанностей приказом директора школы.
-
Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
1.6 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.7. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
1.8 В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенциией ООН о правах ребенка, требованиями СанПиНа, законами или нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией).
2. Цели и задачи деятельности
-
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.
-
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- привитие толерантности;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3. Функциональные обязанности
Классный руководитель в своей деятельности выполняет следующие обязательные функции:
3.1 .Организационно-координирующие:
- самостоятельно планирует воспитательную работу класса на каждый учебный год в соответствии с программой воспитания школы, утверждается план работы заместителем директора школы по воспитательной работе;
- работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
- предоставляет заместителю директора по воспитательной работе (по требованию его или директора школы) письменный отчет о своей деятельности; обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
- обеспечивает связь общеобразовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывает им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- развивает систему самоуправления в классном коллективе;
- ведет в установленном порядке документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, протоколы родительских собраний, дневники учащихся и т.д.).
3.2. Коммуникативные:
- регулирует межличностные отношения между обучающимися;
-устанавливает оптимальные взаимоотношения «ученик-ученик»;
содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
помогает обучающимся устанавливать отношения с людьми.3.3. Аналитические:
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
- анализирует и изучает динамику и перспективы развития коллектива;
- анализирует и оценивает влияние семейного воспитания;
- анализирует и оценивает уровень воспитанности личности и коллектива.
3.4. Контрольные:
- контролирует посещаемость учебных занятий обучающимися:
- контролирует учебные успехи обучающихся.
4. Полномочия классного руководителя
Классный руководитель в своей деятельности как административное лицо имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- определить свободно индивидуальный режим работы с коллективом обучающихся;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу, по различным проблемам воспитательной деятельности;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- ходатайствовать или выдвигать кандидатуры обучающихся на поощрение, участие в конкурсах, проектах, фестивалях и т.д.
5 . Ответственность
5.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, за нарушение прав и свобод обучающихся.
5.2. Классный руководитель несет ответственность за проведение инструктажа по технике безопасности (с обязательной записью в журнале инструктажа) перед каждым мероприятием, проводимым за пределами общеобразовательной учреждения.
6. Формы работы
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые(советы дел, творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.);
коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
- осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
- обеспечивать целостность содержания, методов и форм воспитательной работы.
7. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.
Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии, что можно оценить по следующим основным показателям:
1. уровень воспитанности учащихся класса;
- уровень социальной адаптированности учащихся;
- уровень сформированности классного коллектива;
- уровень развития ученического самоуправления в классе;
- степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью классного коллектива,
- степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности классного коллектива.
Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:
1. уровень обученности учащихся класса;
- состояние здоровья учащихся;
- уровень правовой культуры учащихся;
- охват учащихся системой дополнительного образования;
- рейтинг класса в школе;
- участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях,
Эффективным можно считать такой труд классного руководителя, в котором одинаково высоки показатели и по критериям деятельности и по критериям результативности.
8. Условия
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия (регламентируются трудовым соглашением)
- материально-техническое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;
- административная поддержка и методическая помощь;
- систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы;
- стимулирование и поощрение.