СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного

комитета

________Гладких Т.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Чиронская СОШ
___________Шубина Л.М.
«___»___________201_г.

 

        «___»___________201_г.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

Чиронская средняя общеобразовательная школа

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ, Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы.

 

1.2.Классный руководитель осуществляет педагогическую функцию, обеспечивающую организацию образовательного процесса в первичном ученическом коллективе - классе общеобразовательного учреждения. Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

 

1.3.     Классный   руководитель   обеспечивает   эффективную   организацию   образования обучающихся в рамках одного класса в индивидуальных, и в групповых формах работы, как классный воспитатель одного из 0-11 классов или параллели.

 

  1. Классный руководитель  назначается для выполнения функциональных обязанностей и освобождается от выполнения функциональных обязанностей  приказом    директора школы.

  2. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

    1.6 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

    1.7.  Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся   на   основе   Устава общеобразовательного   учреждения,   иных локальных   актов,   анализа предыдущей   деятельности,    позитивных    и    негативных тенденций  общественной   жизни,  на основе  личностно-ориентированного  подхода  к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации  в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

 

1.8 В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенциией ООН о правах ребенка, требованиями СанПиНа, законами или нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией).

 

2. Цели и задачи деятельности

 

  1. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.

  2. Задачи деятельности классного руководителя:

    - формирование и развитие коллектива класса;

    - создание   благоприятных   психолого-педагогических   условий   для   развития личности,      самоутверждения        каждого       обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

    - формирование здорового образа жизни;

    - организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

    - защита прав и интересов обучающихся;

    - гуманизация   отношений   между   обучающимися,   между   обучающимися   и педагогическими работниками;

    - привитие толерантности;   

    - формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

    - организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

    3. Функциональные обязанности

    Классный   руководитель   в   своей  деятельности   выполняет   следующие   обязательные функции:

    3.1 .Организационно-координирующие:

    - самостоятельно планирует воспитательную работу класса на каждый учебный год в соответствии с программой воспитания школы, утверждается план работы заместителем директора школы по воспитательной работе;

    - работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

    - предоставляет заместителю директора по воспитательной работе (по требованию его или директора школы) письменный отчет о своей деятельности; обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

    - проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

    - обеспечивает связь общеобразовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывает им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

    - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

    - стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

    - развивает систему   самоуправления в классном коллективе;

    - ведет в установленном порядке документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план  работы классного руководителя, протоколы родительских собраний, дневники учащихся и т.д.).

    3.2. Коммуникативные:

    - регулирует межличностные отношения между обучающимися;

    -устанавливает оптимальные взаимоотношения «ученик-ученик»;
    содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
    помогает обучающимся устанавливать отношения с людьми.

    3.3.  Аналитические:

    - изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;

    - анализирует и изучает динамику и перспективы развития коллектива;

    - анализирует и оценивает влияние семейного воспитания;

    - анализирует и оценивает уровень воспитанности личности и коллектива.

    3.4. Контрольные:

    - контролирует посещаемость учебных занятий обучающимися:

    - контролирует учебные успехи обучающихся.

    4. Полномочия классного руководителя

    Классный руководитель в своей деятельности как административное лицо имеет право:

    - получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;   

    - определить свободно индивидуальный режим работы с коллективом обучающихся;

    - вести    опытно-экспериментальную    и    методическую    работу,    по    различным проблемам воспитательной деятельности;

    - выбирать    форму    повышения    педагогического    мастерства через    систему переподготовки   педагогических  кадров,  участие  в  различных   коллективных  и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

    - ходатайствовать или выдвигать кандидатуры обучающихся на поощрение, участие в конкурсах, проектах, фестивалях и т.д.

    5 . Ответственность

    5.1.  Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, за нарушение прав и свобод обучающихся.

    5.2. Классный руководитель несет ответственность за проведение инструктажа по технике безопасности    (с   обязательной   записью   в   журнале   инструктажа)    перед   каждым мероприятием, проводимым за пределами общеобразовательной учреждения.

    6. Формы работы

 

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:

 

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

 

групповые(советы дел, творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.);

 

коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

 

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

 

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

 

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

 

- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

 

- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

 

- осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

 

- обеспечивать целостность содержания, методов и форм воспитательной работы.

 

7. Оценка эффективности деятельности классного руководителя

 

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

 

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии, что можно оценить по следующим основным показателям:

 

1. уровень воспитанности учащихся класса;

 

  1. уровень социальной адаптированности учащихся;
  2. уровень сформированности классного коллектива;
  3. уровень развития ученического самоуправления в классе;
  4. степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью классного коллектива,
  5. степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности классного коллектива.

 

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:

 

1. уровень обученности учащихся класса;

 

  1. состояние здоровья учащихся;
  2. уровень правовой культуры учащихся;
  3. охват учащихся системой дополнительного образования;
  4. рейтинг класса в школе;
  5. участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях,

 

Эффективным можно считать такой труд классного руководителя, в котором одинаково высоки показатели и по критериям деятельности и по критериям результативности.

 

8. Условия

 

Для  реализации   педагогических  задач   классному  руководителю  необходимо  создать условия (регламентируются трудовым соглашением)

 

- материально-техническое    обеспечение    организуемого     им  воспитательного процесса;

 

- административная поддержка и методическая помощь;

 

- систематическое  научно-теоретическое  осмысление  классного  руководства  как проблемы;

 

- стимулирование и поощрение.