Принято на заседании педсовета,                                            Утверждаю:

 

Протокол №1 от 28.08.  2014 г.                                              Директор МОУ Митрофановская ООШ

 

                                                                                                      -------------------   Н.Н.Косякова

 

                                                                                                    Введено в действие   приказом

 

                                                                                                    №56/1 от « 01 » сентября   2014 г.

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

 

 Митрофановская  основная общеобразовательная  школа.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и

 

их родителей

 

 

 

1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Настоящее Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся МОУ Митрофановской ООШ и их родителей  для эффективной организации образовательного процесса и обеспечения удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами

 

1.2 Под образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей следует понимать ожидания, связанные с образовательной деятельностью детей и адресованные конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать как отдельного человека (педагога), так и все образовательное учреждение.

 

1.3 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

 

1.4 Образовательные потребности и запросы обучающихся и родителей удовлетворяются через выбор ими предметов, учебных и элективных курсов, занятий в рамках внеурочной деятельности и объединений в системе дополнительного образования.

 

 1.5 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей:

 

·         дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и программу деятельности отдельного педагога или школы в целом;

 

·         способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса;

 

·         позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;

 

·         помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;

 

дает возможность школе учитывать семью как ресурс для совместного развития.

 

1.6  Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей МОУ  Митрофановской ООШ являются:

 

·         педагогические работники;

 

·         обучающиеся и их родители;

 

·         управляющий совет;

 

·         педагогический совет.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

 

ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

 

2.1 Целями изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей являются:

 

·         получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, тенденциях его изменений и их причинах; обоснованное формирование школьного компонента учебного плана школы, учебных планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;

 

·         принятие своевременных управленческих решений администрацией школы;

 

·         повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе.

 

2.2 Задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей в МОУ Митрофановской ООШ

 

·         определить критерии изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;

 

·         разработать соответствующие каждой параллели классов методики изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;

 

·         изучить образовательные потребности обучающихся и их родителей на предстоящий учебный год;

 

·         проанализировать результаты изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;

 

·         определить возможности школы в реализации потребностей обучающихся и их родителей;

 

·         выявить степень удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью школы.

 

 III. МЕХАНИЗМ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТРЕБНОСТЕЙ

 

И ЗАПРОСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

 

3.1 При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей педагогический коллектив  исходит из того, что:

 

3.1.1. Процессы согласования потребностей и запросов обучающихся и родителей с возможностями школы в их реализации на уровне начальной, основной и старшей ступеней имеют разную специфику – как и сами потребности. Если в начальной школе в качестве субъекта образовательных потребностей семьи выступают только родители учащегося, то к старшей школе это соотношение изменяется, и все более активную роль в согласовании потребностей играет сам учащийся.

 

3.1.2.  Уровни школы обладают преемственностью каждый по отношению к другим; логика функционирования школы определяется взаимодействием субъектов образовательного процесса и динамикой их образовательных потребностей и запросов. При этом набор субъектов, включенных в это взаимодействие, изменяется незначительно: большинство учащихся не меняет школу при переходе на следующую ступень, конфигурация прочих субъектов также не изменяется.

 

3.2 Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей  является:

 

·         определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы школы;

 

·         выявление личностных запросов каждого учащегося и его родителя в каждом классе на каждой степени обучения;

 

·         учет сформированных потребностей и запросов обучающихся и их родителей к содержанию и качеству образования;

 

·         приведение в соответствие образовательной системы школы личностным запросам посредством преобразования учебных планов, разработки и реализации соответствующих актуальных учебных программ и курсов.

 

·         реализация стимулирующих мер, способствующих актуализации, формированию и успешному согласованию потребностей в начальном общем, основном общем и среднем (полном) общем образовании.

 

3.3 Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей и включает в себя:

 

3.3.1   мониторинг образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей с использование соответствующего диагностического инструментария.

 

3.3.2 анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.

 

3.3.3 собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и запросов.

 

3.3.4 выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.

 

3.4 Деятельность педагогического коллектива школы в рамках изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей и согласования последующих действий по организации функционирования образовательной системы школы с учетом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года, начиная с марта каждого текущего года по следующему алгоритму:

 

1 этап, прогностический, - март – 1-я декада июня:

 

·         мониторинг личностных ориентиров школьников, выявление образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей посредством анкетирования, индивидуальных и групповых собеседований с родителями;

 

·         инвентаризация методических, кадровых, материально-технических ресурсов школы, анализ ее условий и возможностей;

 

·         формирование на основе анализа образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей перечня образовательных услуг;

 

·         разработка школьного учебного плана, учитывающего личностные запросы обучающихся и их родителей, а также особенности углубленного изучения отдельных предметов, предпрофильной подготовки учащихся, профильного обучения в старшей школе;

 

·         разработка образовательных программ, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей; программ, необходимых для проведения занятий по внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования школьников;

 

·         подготовка информационных мероприятий для обучающихся и их родителей с целью ознакомления с возможностями школы.

 

2-й этап, организационный, – 2 декада июня – август:

 

·         информирование обучающихся и их родителей о возможностях школы, проведение «рекламной кампании»;

 

·         выбор учащимися содержания образования, построение индивидуальных и групповых траекторий получения образования;

 

·         обработка и анализ поступившей от обучающихся и их родителей информации;

 

·         формирование учебного плана школы, планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;

 

·         создание программ учебных курсов, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 

3-й этап – практический - сентябрь – декабрь:

 

·         составление и апробация вариантов расписания учебных занятий, занятий внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования обучающихся;

 

·         уточнение и корректировка форм и методов работы педагогического коллектива;

 

·         реализация программ изучения предметов на профильном уровне, программ учебных и элективных курсов, внеурочных занятий, программ дополнительного образования;

 

·         осуществление экспертной оценки удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей учебно-воспитательным процессом.

 

4-й этап – аналитический – январь:

 

анализ результативности обучения по итогам 1 полугодия;

 

5-й этап – корректирующий – февраль:

 

·         анализ образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, корректировка перечня учебных курсов, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

 

·         анализ эффективности использования программ и учебников, реализующих образовательные программы.