Принято на заседании педсовета, Утверждаю:
Протокол №1 от 28.08. 2014 г. Директор МОУ Митрофановская ООШ
------------------- Н.Н.Косякова
Введено в действие приказом
№56/1 от « 01 » сентября 2014 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Митрофановская основная общеобразовательная школа.
ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и
их родителей
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся МОУ Митрофановской ООШ и их родителей для эффективной организации образовательного процесса и обеспечения удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами
1.2 Под образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей следует понимать ожидания, связанные с образовательной деятельностью детей и адресованные конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать как отдельного человека (педагога), так и все образовательное учреждение.
1.3 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
1.4 Образовательные потребности и запросы обучающихся и родителей удовлетворяются через выбор ими предметов, учебных и элективных курсов, занятий в рамках внеурочной деятельности и объединений в системе дополнительного образования.
1.5 Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей:
· дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и программу деятельности отдельного педагога или школы в целом;
· способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса;
· позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
· помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;
дает возможность школе учитывать семью как ресурс для совместного развития.
1.6 Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей МОУ Митрофановской ООШ являются:
· педагогические работники;
· обучающиеся и их родители;
· управляющий совет;
· педагогический совет.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:
2.1 Целями изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей являются:
· получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, тенденциях его изменений и их причинах; обоснованное формирование школьного компонента учебного плана школы, учебных планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
· принятие своевременных управленческих решений администрацией школы;
· повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе.
2.2 Задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей в МОУ Митрофановской ООШ
· определить критерии изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;
· разработать соответствующие каждой параллели классов методики изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;
· изучить образовательные потребности обучающихся и их родителей на предстоящий учебный год;
· проанализировать результаты изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей;
· определить возможности школы в реализации потребностей обучающихся и их родителей;
· выявить степень удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью школы.
III. МЕХАНИЗМ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТРЕБНОСТЕЙ
И ЗАПРОСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:
3.1 При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей педагогический коллектив исходит из того, что:
3.1.1. Процессы согласования потребностей и запросов обучающихся и родителей с возможностями школы в их реализации на уровне начальной, основной и старшей ступеней имеют разную специфику – как и сами потребности. Если в начальной школе в качестве субъекта образовательных потребностей семьи выступают только родители учащегося, то к старшей школе это соотношение изменяется, и все более активную роль в согласовании потребностей играет сам учащийся.
3.1.2. Уровни школы обладают преемственностью каждый по отношению к другим; логика функционирования школы определяется взаимодействием субъектов образовательного процесса и динамикой их образовательных потребностей и запросов. При этом набор субъектов, включенных в это взаимодействие, изменяется незначительно: большинство учащихся не меняет школу при переходе на следующую ступень, конфигурация прочих субъектов также не изменяется.
3.2 Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей является:
· определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы школы;
· выявление личностных запросов каждого учащегося и его родителя в каждом классе на каждой степени обучения;
· учет сформированных потребностей и запросов обучающихся и их родителей к содержанию и качеству образования;
· приведение в соответствие образовательной системы школы личностным запросам посредством преобразования учебных планов, разработки и реализации соответствующих актуальных учебных программ и курсов.
· реализация стимулирующих мер, способствующих актуализации, формированию и успешному согласованию потребностей в начальном общем, основном общем и среднем (полном) общем образовании.
3.3 Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей и включает в себя:
3.3.1 мониторинг образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей с использование соответствующего диагностического инструментария.
3.3.2 анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
3.3.3 собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и запросов.
3.3.4 выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.
3.4 Деятельность педагогического коллектива школы в рамках изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей и согласования последующих действий по организации функционирования образовательной системы школы с учетом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года, начиная с марта каждого текущего года по следующему алгоритму:
1 этап, прогностический, - март – 1-я декада июня:
· мониторинг личностных ориентиров школьников, выявление образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей посредством анкетирования, индивидуальных и групповых собеседований с родителями;
· инвентаризация методических, кадровых, материально-технических ресурсов школы, анализ ее условий и возможностей;
· формирование на основе анализа образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей перечня образовательных услуг;
· разработка школьного учебного плана, учитывающего личностные запросы обучающихся и их родителей, а также особенности углубленного изучения отдельных предметов, предпрофильной подготовки учащихся, профильного обучения в старшей школе;
· разработка образовательных программ, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей; программ, необходимых для проведения занятий по внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования школьников;
· подготовка информационных мероприятий для обучающихся и их родителей с целью ознакомления с возможностями школы.
2-й этап, организационный, – 2 декада июня – август:
· информирование обучающихся и их родителей о возможностях школы, проведение «рекламной кампании»;
· выбор учащимися содержания образования, построение индивидуальных и групповых траекторий получения образования;
· обработка и анализ поступившей от обучающихся и их родителей информации;
· формирование учебного плана школы, планов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
· создание программ учебных курсов, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3-й этап – практический - сентябрь – декабрь:
· составление и апробация вариантов расписания учебных занятий, занятий внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования обучающихся;
· уточнение и корректировка форм и методов работы педагогического коллектива;
· реализация программ изучения предметов на профильном уровне, программ учебных и элективных курсов, внеурочных занятий, программ дополнительного образования;
· осуществление экспертной оценки удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей учебно-воспитательным процессом.
4-й этап – аналитический – январь:
анализ результативности обучения по итогам 1 полугодия;
5-й этап – корректирующий – февраль:
· анализ образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, корректировка перечня учебных курсов, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· анализ эффективности использования программ и учебников, реализующих образовательные программы.