МОУ Усть-Теленгуйская СОШ

 

Принято                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

 На педагогическом совете                                                 Директор ___________________И.В.Кривошеев

 № 1 от  30. 08.2016 г.                                                                              

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе с одаренными детьми

(формы поддержки и сопровождения развития одаренных детей)

  1. Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» с изменениями и дополнениями от 6 мая 2016 г., 24 июня 2017 г.

Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в школе.

1.1 Цель и задачи работы с одарёнными детьми.

Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одарённого ребёнка в различных видах деятельности, его самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с интеллектуальными, физическими, творческими способностями обучающегося.

Задачи работы:

- выявление одарённых детей в различных сферах деятельности (предметнонаучное, культура, спорт, искусство, техническое творчество и др.);

- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся;

- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- создание единой базы данных одаренных детей на всех уровнях образования в школе;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

- организация разнообразной внеурочной деятельности;

- разработка эффективной системы подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях, состязаниях;

- развитие системы внеурочной работы и дополнительного образования, направленной на развитие способностей обучающихся;

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми;

- поощрение одарённых учащихся за достигнутые результаты.

2.0рганизация работы с одаренными детьми

2.1 0сновными принципами работы с одаренными детьми являются:

- принцип индивидуализации обучения;

- принцип развивающего обучения и воспитания;

- принцип комфортности в любой деятельности;

- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;

- возрастание роли внеурочной деятельности;

- принцип добровольности.

2.2 0сновными формами работы с одаренными детьми  являются:

- групповые и индивидуальные занятия;

- курсы по выбору, элективные курсы;

- олимпиадное движение;

- творческие конкурсы;

- проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышление, определять свой взгляд на мир;

-проведение экскурсий, путешествий и других активных форм, способствующих развитию одаренных обучающихся;

- проведение предметных недель. 

  1. Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми

Функционально обеспечивают работу с одаренными детьми  следующие участники образовательного процесса:

- администрация (директор, заместители директора)

- руководители  школьных методических объединений;

- учителя-предметники;

- классные руководители;

- руководители  спортивных секций;

- библиотекарь;

- родители (законные представители) учащихся.

Функции директора

- утверждение плана работы с одарёнными детьми; заслушивание отчета по его выполнению;

- оснащение необходимым оборудованием и материалами для организации работы с одаренными детьми;

- расстановка кадров в работе с одаренными детьми;

Функции заместителей директора

- разработка школьной документации по работе с одаренными детьми: план работы, информационные, аналитические справки по итогам работы с одарёнными детьми;

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

- обеспечение связей с учреждениями дополнительного образования;

- ведение банка данных по одаренным детям;

- анализ и обобщение результатов работы с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности работы;

- внедрение современных педагогических технологий;

- организация внутришкольного контроля.

Функции библиотекаря:

- обеспечение необходимыми библиотечными ресурсами работы с одаренными детьми: методической литературой, сборниками олимпиадных заданий и др.,

- предоставление материалов по запросам учителей и учащихся;

- подбор информации и аналитических материалов;

- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;

- проведение консультаций по поиску материалов по темам исследовательских работ.

Функции руководителей  ШМО:

- рассмотрение на заседаниях вопросов качества и результативности проделанной работы;

- планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;

- разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

- разработка рабочих программ образовательных курсов, направленных на обучение и развитие одаренных детей;

- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы (результаты олимпиад, итоги посещённых мероприятий и т.д.);

- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности и участия в олимпиадном движении;

- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

Функции учителей-предметников:

- выявление одарённых детей;

- планирование и организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней;

- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- представление на педсовете своего опыта работы с одарёнными детьми, описание и распространение опыта работы с одарёнными детьми по предмету;

- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету;

- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции классных руководителей:

- выявление детей с тем или иным видом одарённости, обозначенным в данном Положении;

- обеспечение взаимосвязи с руководителями творческих объединений дополнительного образования;

- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции руководителей кружков, секций, элективных курсов:

- выявление одарённых детей;

- организация учебно-развивающей и творческой деятельности детей;

- предоставление необходимой информации классным руководителям;

- консультирование родителей;

- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Функции родителей (законных представителей):

- создание комфортных условий для развития способностей ребенка; оказание своевременной эмоциональной и моральной поддержки;

- определение социального запроса для школы;

- сотрудничество с участниками образовательного процесса в работе с одаренными детьми.

  1. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми

Результаты работы педколлектива с одаренными детьми отслеживаются в течение учебного года в следующих формах:

- результативность участия в олимпиадном движении;

- результативность участия в конференциях муниципального и регионального уровня;

- результативность участия в других внешкольных мероприятиях;

- динамика личностного развития одаренных детей;

- результаты учебной деятельности по итогам года.