МОУ Усть-Теленгуйская СОШ
Принято УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор ___________________И.В.Кривошеев
№ 1 от 30. 08.2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одаренными детьми
(формы поддержки и сопровождения развития одаренных детей)
- Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» с изменениями и дополнениями от 6 мая 2016 г., 24 июня 2017 г.
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в школе.
1.1 Цель и задачи работы с одарёнными детьми.
Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одарённого ребёнка в различных видах деятельности, его самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с интеллектуальными, физическими, творческими способностями обучающегося.
Задачи работы:
- выявление одарённых детей в различных сферах деятельности (предметнонаучное, культура, спорт, искусство, техническое творчество и др.);
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- создание единой базы данных одаренных детей на всех уровнях образования в школе;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- разработка эффективной системы подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях, состязаниях;
- развитие системы внеурочной работы и дополнительного образования, направленной на развитие способностей обучающихся;
- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми;
- поощрение одарённых учащихся за достигнутые результаты.
2.0рганизация работы с одаренными детьми
2.1 0сновными принципами работы с одаренными детьми являются:
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип развивающего обучения и воспитания;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип добровольности.
2.2 0сновными формами работы с одаренными детьми являются:
- групповые и индивидуальные занятия;
- курсы по выбору, элективные курсы;
- олимпиадное движение;
- творческие конкурсы;
- проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышление, определять свой взгляд на мир;
-проведение экскурсий, путешествий и других активных форм, способствующих развитию одаренных обучающихся;
- проведение предметных недель.
- Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми
Функционально обеспечивают работу с одаренными детьми следующие участники образовательного процесса:
- администрация (директор, заместители директора)
- руководители школьных методических объединений;
- учителя-предметники;
- классные руководители;
- руководители спортивных секций;
- библиотекарь;
- родители (законные представители) учащихся.
Функции директора
- утверждение плана работы с одарёнными детьми; заслушивание отчета по его выполнению;
- оснащение необходимым оборудованием и материалами для организации работы с одаренными детьми;
- расстановка кадров в работе с одаренными детьми;
Функции заместителей директора
- разработка школьной документации по работе с одаренными детьми: план работы, информационные, аналитические справки по итогам работы с одарёнными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
- обеспечение связей с учреждениями дополнительного образования;
- ведение банка данных по одаренным детям;
- анализ и обобщение результатов работы с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности работы;
- внедрение современных педагогических технологий;
- организация внутришкольного контроля.
Функции библиотекаря:
- обеспечение необходимыми библиотечными ресурсами работы с одаренными детьми: методической литературой, сборниками олимпиадных заданий и др.,
- предоставление материалов по запросам учителей и учащихся;
- подбор информации и аналитических материалов;
- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;
- проведение консультаций по поиску материалов по темам исследовательских работ.
Функции руководителей ШМО:
- рассмотрение на заседаниях вопросов качества и результативности проделанной работы;
- планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;
- разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;
- разработка рабочих программ образовательных курсов, направленных на обучение и развитие одаренных детей;
- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы (результаты олимпиад, итоги посещённых мероприятий и т.д.);
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности и участия в олимпиадном движении;
- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников:
- выявление одарённых детей;
- планирование и организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- представление на педсовете своего опыта работы с одарёнными детьми, описание и распространение опыта работы с одарёнными детьми по предмету;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции классных руководителей:
- выявление детей с тем или иным видом одарённости, обозначенным в данном Положении;
- обеспечение взаимосвязи с руководителями творческих объединений дополнительного образования;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков, секций, элективных курсов:
- выявление одарённых детей;
- организация учебно-развивающей и творческой деятельности детей;
- предоставление необходимой информации классным руководителям;
- консультирование родителей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Функции родителей (законных представителей):
- создание комфортных условий для развития способностей ребенка; оказание своевременной эмоциональной и моральной поддержки;
- определение социального запроса для школы;
- сотрудничество с участниками образовательного процесса в работе с одаренными детьми.
- Мониторинг результатов работы с одаренными детьми
Результаты работы педколлектива с одаренными детьми отслеживаются в течение учебного года в следующих формах:
- результативность участия в олимпиадном движении;
- результативность участия в конференциях муниципального и регионального уровня;
- результативность участия в других внешкольных мероприятиях;
- динамика личностного развития одаренных детей;
- результаты учебной деятельности по итогам года.