Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа

 

  Рассмотрено:                                                                       Утверждаю:

Педагогическим советом школы                 директор школы _____/И.В. Кривошеев/ 

                   Протокол № 2                                                                                                            

                   От «26» сентября 2016 г.                                                         

                                                                                                                                                                  

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

«Мир в ваших руках!»

на 2016-2019 гг.

 

 

 

Руководитель:

Д.В. Рохлецова

 

                                           Паспорт Программы

1.

Полное название программы

МОУ Усть-Теленгуйская СОШ

Школьная служба примирения «Мир в ваших руках!»

2.

Статус программы.

Школьная программа ШСП

3.

Заказчик Программы

Администрация  МОУ Усть-Теленгуйской СОШ

4.

Авторы программы:

 

Д.В. Рохлецова, М.А. Федотова, М.В. Медведева, С.Л. Шнырёва

5.

Срок реализации.

2016 — 2019 гг.

6.

Цель Программы

Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

7.

Задачи Программы

·        проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;

·        научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

·        популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

8.

Основные направления реализации Программы

  Реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;

  Использование Восстановительной Технологии в примирительных программах;

  Пропаганда  бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы.

9.

Ожидаемые результаты

      1.Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

     2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

    3. Профилактика школьной  дезадаптации.

    4. Школьное самоуправление обучающихся.

10.

Кадровое обеспечение службы примирения

Рохлецова Д.В. – заместитель директора по воспитательной работе (руководитель ШСП)

Федотова М.А – учитель географии

Медведева М.В. – учитель математики

Шнырёва С.Л. – воспитатель пришкольного интерната

11.

Адрес школы

 

Забайкальский край Шилкинский район с. Усть-Теленгуй ул. Советская, 20         

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

12.

Телефон (факс)

Тел (факс): 8 (30 244) 32 4 17

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»                    

Наш девиз:

"Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"

Школьная служба примирения это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Из средств массовой информации мы часто слышим о случаях проявления жестокости ребят по отношению друг к другу, к учителям. В чем причина таких проявлений? Почему наши дети вдруг стали такими жестокими? Как защититься от насилия внутри самой школы? Найти причину конфликта; разобраться, кто прав, а кто виноват; наказать виновного – вот основные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Реагирование на конфликтные и криминальные ситуации, которое практикуется педагогами, школьной администрацией, педсоветами или школьными советами по профилактике правонарушений, зачастую имеет обвинительный и карательный характер. При таком отношении мотивацией к соблюдению социальных норм у детей становится не «стремление к…» позитивным целям, а «убегание от…» наказания, страх.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.

Словом, речь идет о внедрении в школьную практику альтернативного способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций - «Школьных служб примирения», в которых работают подготовленные педагоги и учащиеся.

Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачи:

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

 Работа школьной службы примирения выстраивается  следующим образом:

1.От учителей, учащихся, очевидцев конфликта поступает информация о конфликте;

2.Руководитель службы анализирует полученную информацию, отбирает случаи, распределяет проведение программ между участниками ШСП, в сложных случаях проводит восстановительные программы;

3.Руководитель совместно с ребятами анализирует итоги проведенной программы, готовит отчетную документацию по случаю.

Миссия ШСП:

  1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
  2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
  3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
  4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
  5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Основные формы работы

1   Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник —медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи.                          Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2.  Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.

Результативность.

   Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Основная технология, применяемая в школьной службе примирения

         Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на  основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими  взаимоприемлемого решения.

      Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве  посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

         Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

При возникновении конфликта не многие стремятся обратиться  за помощью в ШСП (страх огласки, осуждения, наказания). Мало кто верит, что данная форма работы окажется востребованной. Конфликтные ситуации показывают, насколько тяжело проводить восстановительную медиацию, требуются дополнительные знания в области эффективного межличностного взаимодействия. Требуется дополнительная психологическая подготовка детей, т.к. у них не всегда получается беспристрастно обсуждать ситуацию.

Основные принципы восстановительной медиации:

  1. Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
  2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
  3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
  4. Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
  5. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.
  6. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
  7. Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

Особенности службы примирения в системе образования

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе всех общеобразовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор.

В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) обучающиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и обучающимся. Куратором службы примирения может быть взрослый: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и пр., прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Участниками программ примирения могут быть обучающиеся, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве сведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

Положение о службе примирения должно быть разработано и утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о деятельности службы примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

Участие обучающихся важно, поскольку:

  • они лучше знают ситуацию в школе;
  • ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
  • деятельность в качестве ведущего меняет психологию обучающихся, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
  • это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается обучающимся.

Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:

  • при конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации;
  • реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
  • включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;
  • строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;
  • дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
  • снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров».

Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны.

Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; конфликтами с участием родителей.

Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

При реализации цели необходимо решение следующих задач:

- снижение конфликтности в образовательном учреждении за счет обучения взрослых основам медиации как процедуры разрешения споров и формирования «групп равных» среди обучающихся 7-11 классов, обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода. Это позволяет взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, обучающихся, педагогов, администрации, а обучающимся – оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников;

- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;

- профилактика преступности среди несовершеннолетних;

- создание условий для снижения количества межкультурных,

межэтнических, межконфессиональных конфликтов;

- координация усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития обучающихся, особенно в критические периоды, одним из которых является подростковый;

- повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессиональной деформации педагогов, что достигается благодаря эффективному использованию временных, эмоциональных и человеческих ресурсов в целом.

У обидчика есть выбор: прийти на программу примирения или отказаться от этого, и тогда дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет, передача документов в КДН, заведенное уголовное дело заставляют нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта.

Ожидаемым результатом деятельности службы примирения

выступают:

  1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.

4.Школьное самоуправление обучающихся.

                                                          

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа

 

 

  Рассмотрено:                                                                   Утверждаю:

Педагогическим советом школы        директор школы _________/И.В. Кривошеев/ 

                   Протокол № ___                                                                                                                 

                   От «___» _________ 2016 г.                                                       

  

                                                                                                                                                                              

Устав

Школьной Службы Примирения

 

 

                                                     Общие положения

  1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.
  2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Цели и задачи

  1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).
  2. Приоритетные задачи:
  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей

создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

  • самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;
  • обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
  • ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

  1. Девиз – «От конфликта к примирению!»
  2. Символ службы – «Пожатие рук!»

Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

Членами службы являются педагоги МОУ Усть-Теленгуйской СОШ

Положение о взрослых членах Службы

  1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.
  2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
  3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.
  4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

Школьная Служба Примирения способствует:

Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов.

Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

Организаторская.

Представительская.

Информационно-пропагандистская.

Методическая.

В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

  • представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
  • планировать и проводить примирительные встречи;
  • изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
  • принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной службы примирения.

Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

  1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:
  • членом службы примирения может стать любой учащийся 7-11 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;
  • участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;
  • сохранять и развивать традиции своего коллектива;
  • участвовать в работе печатных органов школы;
  • приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;
  • все члены имеют равные права и обязанности на защиту своих прав и интересов.
  1. Член Школьной Службы Примирения обязан:
  • выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;
  • не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
  • являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения

  1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения
  2. Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению членов службы.