Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верх-Хилинская  средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                       

« Принято»

 на педагогическом совете школы

 

Протокол  №__4__

от   «03» ноября 2016г

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Верх-Хилнской сош

________________/  Литвинцев С.Ю.

  

«03» ноября 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Срок реализации: 2016-2021 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              с.Верхняя Хила

Забайкальский край

Содержание:

Введение.

Раздел I. Паспорт программы                                                                                                                        

Раздел II. Характеристика  образовательного пространства  МОУ Верх-Хилинской СОШ                

2.1. Информация о школе                                                                                                                               

2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение  образовательного   процесса обучающихся  с  ОВЗ                                                                                                              

2.3. Характеристика контингента обучащихся с  ОВЗ                                                                                

2.4. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ,  обучающихся             инклюзивно в классах и индивидуально                                                                     

Раздел III. Концептуальные основы работы МОУ Верх-Хилинской СОШ  с обучающимися  с ОВЗ

3.1. Актуальность введения адаптированной программы                                                                          

3.2. Нормативно-правовая база  программы                                                                                                

3.3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса  в рамках инклюзивного образования                                                                                                                 

Раздел IV.  Содержание и этапы реализации программы                                                                          

4.1. Содержание программы                                                                                                                         

4.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе                                            

4.3. Основные   блоки     программы  развития                                                                                                          

4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы                             

Раздел V. Основные  мероприятия  по  реализации программы                                                               

5.1. Мероприятия по организации деятельности школы,  направленной на обеспечение   доступности образования                                                                                                                      

 5.2. Мероприятия по реализации здоровьесбережения                                                                            

5.3 Мероприятия по совершенствованию профессионально-трудового обучения                                

Раздел VI. Контроль  и  экспертиза  реализации программы                                                                   

6.1. Направления оценки  эффективности реализации программы развития                                          

6.2. Система внутришкольного контроля                                                                                                    

6.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений                                                          

6.3.1.Система аттестации обучающихся                                                                                                             

6.3.2. Модель выпускника школы                                                                                                                

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Адаптированная образовательная программа МОУ Верх-Хилинской СОШ   представляет собой  нормативно-управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

    В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся  жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. 

 

Раздел I. Паспорт программы

Наименование программы

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы)

Основания для разработки программы

Закон РФ «Об образовании в РФ»

 

Заказчик программы

Учредитель, родители

Разработчик программы

Директор, администрация, педагогический коллектив

Основные исполнители программы

Директор, администрация, педагогический коллектив, обучающиеся,

 технические сотрудники, родители

Сроки реализации программы

2016-2021

Конечная цель

Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей  успешную социализацию  выпускников в современном обществе

Задачи щколы

- Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности,  позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально  организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной деятельности; 

- Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферы, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

- Совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся;

-Организация  работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся; 

- Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.

Основные направления программы

- Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся и их родителей, а также современного общества;

- Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности;

- Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся во время УВП;

- Создание условий, обеспечивающих охрану жизни,  сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся во время УВП;

- Расширение материально-технической базы школы;

- Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ.

Принципы реализации программы 

- принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;

- принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;

- принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;

- принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе     взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей; 

- принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся;

- принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

- принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

- принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;

- принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся  навыков социальной адаптации, самореализации;

- принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию  образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты

- построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента обучающихся;

- обеспечение условий для максимальной самореализации каждого ученика на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности;

- функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся  на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- создание здоровьесберегающих условий обучения;

- создание адекватной системы определения  детей с ОВЗ в школе;

- укрепление             кадрового      потенциала    школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы. 

Система организации контроля исполнения

Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Принятие и

утверждение программы

Решение педагогического совета, утверждение директором школы 

 

 

Радел II. Характеристика образовательного пространства

МОУ Верх-Хилинской СОШ

2.1.Информация о школе:

   Адрес обьекта: 673442, Забайкальский край,  с.Верхняя Хила , ул. Советская,26

   Сведения о размещении обьекта: Здания школы разрозненные. Основных зданий три: начальная школа, основное здание щколы, здание кабинетов физики и химии.    

    Плошадь общая  3402 кв.м.

    Год постройки зданий разный. Здание начальной школы построено в 1971г., основное здание школы построено в 1972г.  Капитального ремонта в школе не было. Ежегодный ремонт кабинетов проводится постоянно.

    Имеется прилегающая территория, засаженная  кустарниками, деревьями. В школе имеется кабинет информатики, библиотека, спортивный зал, мастерские.

 

Правоустанавливающие документы:   

 Юридический адрес: 673442, Забайкальский край, с.Верхняя Хила, ул.Советская,26.

 Лицензия  №158 от 07 ноября 2014г

 Свидетельство о государственной аккредитации  №854  от 27 апреля 2011г

 

Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения.

Учебный год

Всего

обучающихся

Дети с ОВЗ

1-4 классы

5-9 классы

2016-2017

147

9

6

3

    Один ребенок-инвалид обучается на дому по индивидуальному учебному плану, остальные дети обучаются в общеобразовательных кассах.

 Организация образовательного процесса

     Школа работает в режиме 5-ти дневной рабочей недели.  Обучающиеся  обеспечиваются учебниками из фонда библиотеки. 

     На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации МОУ Верх-Хилинская  СОШ  имеет право на осуществление образовательной деятельности по адаптированным программам начального общего и основного общего образования. Учебный план школы составлен на основе базисного регионального учебного плана  и скорректирован  c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого или рекомендованного медицинскими работниками. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний обучающихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.

 

2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

    В школе на 1 сентября 2016 года педагогами  работает 19 человек.  Из них с разными категориями  обучающихся с ОВЗ работает 15 человек.

   1 педагог осуществляет индивидуальное обучение ребенка на дому – 2 класс.

   Школа в штатном расписании не имеет учителя-логопеда. 

   Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, специального образования для работы с детьми с ОВЗ не имеют.

    Таким образом, анализ кадрового состава позволяет делать вывод о том,  что требуется пересмотр системы повышения квалификации педагогов в этом направлении. Сегодня их уровень знаний в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию и проведение семинаров.

 

Социально-профессиональное поле педагогов

    Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики, мастерские.  

    Для проведения углубленной трудовой подготовки обучающихся по программе специального (коррекционного) обучения для детей с умственной отсталостью требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в школе недостаточно. Занятия проводятся в мастерских для мальчиков на имеющемся оборудовании, для девочек в кабинете технологии где имеются швейные машинки, оборудование для кулинарии. 

   Условий для создания безбарьерной среды в школе нет, поэтому дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата могут обучаться на дому.

  Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются имеющимися в библиотеке учебниками. Систематически фонд учебников в библиотеке пополняется.                     

   Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности для детей с задержкой психического развития, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы, т.к. специальных программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных Министерством образования и науки РФ  нет.    Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами. 

    Программы обучения детей с ЗПР  в начальном звене адаптированы в соответствии с требованиями Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида. 

  Обучение обучающихся с умственной отсталостью проводится по следующим программам:

  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: В 2-х сборниках/ под редакцией В.В. Воронковой.

Обучение детей с умственной отсталостью производится по следующим учебникам:

Класс

Предмет

Учебник

1

Устная речь

С.В.Комарова Устная речь. 1 класс.  Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Букварь

С.В.Комарова, А.К.Аксенова, М.И.Шишкова Букварь. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2015.

Технология

Ручной труд

Л.А.Кузнецова Технология ручной труд. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Окружающий мир

С.В.Кудрина Окружающий мир. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Владос», 2014.

2

Чтение

В.В.Воронкова  Чтение. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Владос», 2012.

Русский язык

В.В.Воронкова  Русский язык. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Владос», 2014.

Математика

Алышева Т.В.  Математика. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Технология

Л.А.Кузнецова Технология. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

4

Чтение

 В.В.Воронкова  Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Владос», 2014.

Русский язык

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.  Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2016.

Математика

Перова М.Н.  Математика. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Окружающий мир

С.В.Кудрина Окружающий мир. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Владос», 2014.

Технология

Л.А.Кузнецова Технология. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

5

Чтение

Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Русский язык

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2016.

Математика

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2016.

Технология

Швейное дело

Г.Б.Картушина., Г.Г.Мозговая Технология Швейное дело.  5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Природоведе

ние

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2015.

6

Чтение

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2016.

Русский язык

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2015.

Математика

Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Биология

И.В.Романов. Биология.  6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Дрофа», 2013.

География

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Технология

Е.А.Ковалева. Технология. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

7

Чтение

Аксенова А.К. Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

Русский язык

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Математика

Алышева Т.В. Математика. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Биология

Клепинина З.А.  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

География

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

История России

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России для специальных (коррекционных) учебных заведений. – М: «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013.

8

Чтение

Малышева З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Русский язык

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2012.

Математика

Эк В.В.  Математика. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Биология

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

География

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

История России

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России для специальных (коррекционных) учебных заведений. – М: «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012.

Технология

Г.Б.Картушина.,Г.Г.Мозговая  Технология.   8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

9

Чтение

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Русский язык

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Математика

А.П.Андропов  Математика. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

Биология

Человек

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2014.

География

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М: «Просвещение», 2013.

История России

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России для специальных (коррекционных) учебных заведений. – М: «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014.

   Внедрение адаптированной образовательной программы  позволит создать условия, чтобы учебно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение полностью способствовало реализации концепции инклюзивного образования.

2.3. Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ

  Муниципальное  общеобразовательное учреждение Верх-Хилинская СОШ  образовано как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если  есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за школой территорией проживает  9 детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 16  лет. 

   Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их в с.Верхняя Хила.  По этой причине в 2016-2017   учебном году в состав контингента обучающихся входит 9 человек – дети с ОВЗ:  3 человека с задержкой психического развития, 6 человек с умственной отсталостью. Из них  дети-инвалиды  2 человека.

Банк данных обучающихся с ОВЗ

 

Класс

 

Кол-во чел.

 

ЗПР

Умствен. отсталость

 

Инвалиды

Обучающиеся индивид.

 

Опекаемые

1

1

1

       

2

4

1

3

1

1

 

3

   

 

 

 

 

4

1

 

1

 

 

 

5

2

 1

1

 

 

 

6

         

 

7

     

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

1

 

1

1

 

 

Всего 

9

3

6

2

1

 

 

2.4. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ,  обучающихся инклюзивно в классах и индивидуально.

     Образовательный процесс в школе строится  на пятидневной рабочей неделе. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается не менее 34  учебных недель во 2-9 классах, 33 в 1-х классах.  Групп продленного дня нет. Два ребенка с ОВЗ на подвозе.

   Начало занятий в 8ч30м. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 5 до 15 минут. Для обучающихся индивидуально, составлено отдельное расписание с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

    Период обучения – 4 учебных четверти. Каникулы – 30 календарных дней. Для 1 класса есть дополнительные каникулы.

   Форма образования: очная, индивидуальное обучение на дому.

   В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальные занятия, групповые занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции. 

   Организация учебного процесса ведется  в целях охраны жизни и здоровья обучающихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.

   Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются  здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят  дни здоровья, спортивные соревнования.  В летний период в школе организованы летний оздоровительный  лагерь  на 30 человек.

 

Раздел III.   Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ОВЗ

3.1. Актуальность введения адаптированной программы

    В  настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

    В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

   Педагогический коллектив школы в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.

   Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки  зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей с разными видами нарушений.

   Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социуме. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

 

3.2. Нормативно-правовая база программы

  Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ.
  3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»        (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312».
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373».
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2.821-10 «Саниатарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. изменений от 25.12.2013 №72.
  14. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий от 10.12.2012 г. №07-832.

 

3.3. Приоритетные направления, цель и задачи   образовательного процесса 

в рамках инклюзивного образования

  Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от  специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

- социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;

- реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся;      

-  необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

- необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему  воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

   Таким образом, организация инклюзивного образования в школе  строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.

   В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

- осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни;  сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; 

- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора  им профессии через организацию углубленного трудового обучения; 

- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

- обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации обучающихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся.

  Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

- педагогическая  работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; 

- работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и   комфортность обучающихся в рамках образовательного пространства школы;

- дополнительное образование;

- углубленная трудовая подготовка, направленная  на социализацию обучающихся;

- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

- внедрение  здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

  Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

 

Целевое назначение адаптированной образовательной программы

    Создание в школе гуманной  педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых обучающихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. 

    Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

1.Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной деятельности школы и села. 

2.Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений, развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников.

3.Совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся.

4.Организация  работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 

5.Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников. 

   Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей школы (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

    МОУ Верх-Хилинская СОШ ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих обучение таких обучающихся на дому.

Раздел IV.  Содержание и этапы реализации программы

4.1. Содержание программы

   Адаптированная образовательная программа  МОУ Верх-Хилинской СОШ реализуется в двух ступенях образования: первая ступень – начальное общее образование  – 4 года, вторая ступень – основное    общее  образование – 5 лет.

  Содержание подготовки учащихся:

-  на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной  школы  призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между обучающимися, учителями и обучающимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корректировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия;

- на второй ступени обучения,  представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков,  педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей     образовательной подготовки школьников,         необходимый             для освоения общеобразовательной программы (для детей с ЗПР), профессионально - трудового обучения и выбора обучающимся направления профессиональной подготовки (для детей с умственной отсталостью)  с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения обучающихся на учебных и внеучебных занятиях в школе. 

Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Начальное  общее  образование

Виды деятельности  младшего школьника:

- индивидуальная и коллективная учебная деятельность;

- игровая деятельность; 

- творческая деятельность (конструирование); 

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде);

- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности :   

- научиться решать  поставленные учителем цели;                                                                                          - научиться  контролировать и  оценивать  свою учебную работу;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими       социальными навыками;                                                                                                                                             

- овладеть различными видами игры;

- научиться доводить начатое дело до конца;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами:

- реализовать образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  игры, практики, конкурсы, соревнования), обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную;

- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

Основное  общее образование

Виды деятельности  школьника:

- индивидуальная и коллективная  учебная деятельность; 

- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность;

- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность.

 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности                                          

- научиться  самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом;

- научиться осуществлять контроль и   оценку собственного участия в разных видах деятельности, выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; 

- научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 

- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами:

- реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах,  подготовить обучающихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности,    создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.  

 

4.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса  в школе 

Структура

Задачи

Особенности  процесса  обучения

5 - 6

классы

Формирование  базы  основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний  об  окружающем  мире, развитие  устной  речи; развитие  умения  делать  выводы и обобщения, правильно выражать  свою  мысль, развитие измерительных и  вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление  навыков правильного письма. Сообщение профессиональных   умений, практических  знаний.

Особую  важность  имеет  межпредметная  связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса  к  процессу  обучения  на  основе  индивидуальных возможностей  учащихся  в  усвоении  программного  материала. Воспитание  в  учебной  деятельности правильных межличностных отношений.

7 - 9

классы

Формирование общей культуры личности  обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия.           

Организация образовательного процесса  с целью   достижения обучающимися:

-сформированности  ОУУН; 

-реализации и использования  ЗУН;

-воспитанности.

 

4.3. Основные   блоки     программы развития

Образовательный  блок

  1. Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции в рамках образовательной  программы школы с точки зрения  ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности.
  2. Соотношение компонентов жизненной компетенции должно: соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребёнка; отражать специфику разработки каждой содержательной области образования; отвечать характеру особых образовательных потребностей детей.
  3. Индивидуализация специального образования с учетом степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения обучающегося.
  4. Создание условий развития ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности
  5. Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости  и формирование жизненной компетенции  в содержании материала каждого  урока любого предмета.    
  6. Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации к учению.
  7. Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения для развития механизма компенсации каждого обучающегося, воспитанника с целью  успешной интеграции ребёнка с ОВЗ  в более сложное социальное окружение.
  8. Совершенствование системы оценки образовательного процесса.
  9. Создание базы данных по инновационным формам и методам   организации коррекционного обучения.
  10. Организации постоянной системы повышения квалификации педагогов.
  11. Повышение уровня развития учебно-материальной базы, внедрение в практику обучения современных технических средств, аудиовизуальных средств отображения учебной информации.

Воспитательный блок

  1. Совершенствование структуры воспитательной работы с обучающимися, имеющими различную степень умственной отсталости, направленную на формирование системы их жизненной компетенции.
  2. Использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения  в   различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему  миру, к себе и другим.
  3. Мотивировать обучающегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства  комфорта  и радости  как  его  следствия.
  4. Включать в содержание учебных программ (труд для обучающихся с умственной отсталостью) отработку правильного поведения с социального  поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности,  разыгрывание  сюжетно – ролевых ситуаций на  уроке (устройство на работу,  обращение за помощью, организация  игры  и т.д.)
  5. Обучать точному  соблюдению  принятых   правил  и самоконтроля  в  общественных  местах, в  том  числе    в  школе, в  мастерских,  на  уроках.
  6. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия  с учетом  задач  социальной адаптации (развитие  коммуникативных  навыков,  навыков  правильного  поведения, выполнения  принятых  правил  и  норм, мотивирование  к  этому).
  7. Систематизация научно-методических основ воспитания в области безопасности жизнедеятельности.

Лечебно-оздоровительный блок

  1. Принимать все   меры по предупреждению  заболеваний, сочетанию  медицинского  обеспечения с  коррекционно-педагогическими  мероприятиями.
  2. Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.
  3. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня.
  4. Планомерная организация питания обучающихся.
  5. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
  6. Создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.
  7. Создание условий для формирования у обучающихся системы знаний по овладению методами оздоровления организма. 
  8. Формирование у обучающихся положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
  9. Создание условий для формирования у обучающихся основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Коррекционная работа (психолого-педагогическое сопровождение)

  Учитывая особенности работы школы, воспитание и обучение коррекционную работу проводить дифференцированно и, в большей степени индивидуально, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.

   Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения. 

   В основу педагогической системы легли следующие положения:

1.Использование и учет ограниченных психофизических возможностей детей с ОВЗ.

2.Активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

3.Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей.

4.Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием.

5.Гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

6.Организация речевой среды как условие овладение средствами общения.

7.Использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.

8.Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с определенной категорией детей. Организация всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышения уровня их психологической компетенции.

 

4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

  Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ.  В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

 Традиционные технологии:

 

 обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания.

Технологии активных форм и методов:

 

 виды уроков:

-  уроки - путешествия;

-  уроки-сказки;

-  игра по станциям.

Технологии активных форм и методов:

 

 - игровые технологии;                                    - проектная технология;                                   -  работа в парах и группах.

Здоровьесберегающие технологии:

 

-  технология обеспечения двигательной активности;

- педагогические приемы здоровьесбережения    

 

Раздел V.  Основные  мероприятия  по  реализации программы

5.1. Мероприятия по организации деятельности школы,  направленной на обеспечение доступности образования

Мероприятия программы

Сроки

Исполнители

 

1. Реализация требований к организации образовательного процесса

1

Разработка и утверждение годового календарного учебного графика школы на текущий учебный год

ежегодное обновление

Администрация

2

Подготовка расписания учебных занятий, индивидуальных  занятий в соответствии с требованиями СанПиН

ежегодное обновление

 ЗДУВР

3

Проведение работы по внедрению информационной системы «Всеобуч», включая:

-создание банка данных по выявлению и учету детей из малообеспеченных семей;

 -создание банка данных по выявлению и учету детей, относящихся к «группе риска»;

- создание банка данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ежегодное обновление

ЗДВР

Соц.педагог

 

2. Реализация требований к содержанию образования и реализации образовательных программ начального общего, основного общего и специального (коррекционного) образования.

1

Разработка и утверждение учебного плана на текущий год с учетом обновления содержания образования

ежегодное обновление

Администрация

2

Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта

ежегодное обновление

Администрация

 

3

Контроль своевременного прохождения программы учебных предметов.

Весь период.

ЗДУВР

4

Обеспечение соответствия учебно-методических и дидактических комплектов, материально-технической базы, профессионального уровня педагогических кадров реализуемым образовательным программам

Весь период

Администрация

 

3. Реализация требований по вопросам охвата детей общим образованием

1

Организация рейдов всеобуча

Ежегодно 

Администрация, соц. педагог, педагоги.

2

Сдача отчетности:

- ОШ;

- Списки обучающихся на текущий учебный год;

- Движение обучающихся.

Ежегодно

 

 

 

Администрация классные руководители

3

Анализ посещаемости школы обучающимися.

Анализ посещаемости школы обучающимися,  стоящими на учете в ПДН.

Ежегодно, ежедневно

ЗДВР, соц. педагог, классные руководители.

4

Промежуточная аттестация обучающихся.

Ежегодно 

1 раз в четверть

ЗДУВР

5

Государственная итоговая аттестация обучающихся 9 класса.

Ежегодно  Май - июнь

ЗДУВР, классные руководители.

 

4. Реализация требований по вопросам порядка приема и отчисления обучающихся

1

Организация приема и отчисления обучающихся  в текущем году

В течение года

Директор

 

5. Реализация требований по формам получения образования

1

Подготовка документов для организации индивидуального обучения на дому

Ежегодно

 

ЗДУВР

2

Разработка мероприятий для проведения государственной итоговой аттестации для выпускников 9 класса, находящихся на индивидуальном обучении, в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим  особенностям и состоянию их здоровья.

Ежегодно

 

Администрация, соц. педагог, классные руководители

 

  • Мероприятия по реализации здоровьесбережения

№ п/п

            Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов.  

В течение    учебного года

Администрация, завхоз

2

Осуществление контроля выполнения СанПиН: 

-световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.

В течение    учебного года

Администрация, завхоз

 

 

3

Борьба с гиподинамией. Обязательное  использование  на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр.

В течение учебного года

Учителя- предметники

4

Организация и проведение динамических перемен для обучающихся.

В течение года

Учителя, Совет старшеклассников

5

Осуществление контроля обучения технологии, ОБЖ,  информатики.

В течение  года

ЗДУВР

6

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.

В течение учебного  года

Классные руководители

7

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для детей и их  родителей.

ежегодно

ЗДВР, классные руководители, учитель физкультуры

 

  • Мероприятия по совершенствованию профессионально- трудового обучения.

№ 

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1

Знакомство на уроках,  факультативах, на классных часах с профессиями

весь период

ЗДУВР

Учителя

Классные руководители

2

Расширение системы воспитательской работы  по вопросу профориентации.

весь период

ЗДВР

Учителя

Классные руководители

3

Знакомство с ПУ трудового профиля,  встречи с выпускниками, успешно работающими по выбранной профессии.

весь период

ЗДВР

Учителя

Классные руководители

 

 

Раздел VI. Контроль  и  экспертиза  реализации программы

6.1. Направления оценки  эффективности реализации программы развития

Обучающий эффект:

  1. Получение обучающимися образования по адаптивным программам с учетом различных учебных возможностей обучающихся,  их способностей, склонностей и возрастных психофизиологических возможностей;
  2. Создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций, необходимых для успешной социализации выпускника школы; получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний и умений обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.

Воспитательный эффект:

1.Овладение обучающимися  первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)   

2.Развитие у обучающихся представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и  сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных  житейских ситуациях и  др.)

3.Развитие у обучающихся вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.

4.Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

Социальный эффект:

1.Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использование ПАВ; профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности; отвлечение подростков с ОВЗ от антисоциальной деятельности.

2.Правовое воспитание, профилактика негативного поведении.;

3.Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику  дезадаптирующих условий.                                                                                               

4.формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.

 Оздоровительный эффект:

1.Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление физического здоровья детей с ОВЗ.

2.Коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений; систематическое соблюдение обучающимися, воспитанниками  режима дня.

Коррекционно- развивающий эффект:

1.Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.

2.Развитие коммуникативных навыков на уровне, соответствующем возрасту и психофизическим особенностям ребёнка с ОВЗ.

3.Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

4.Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка. 

5.Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося в зависимости от его индивидуальных особенностей, с целью введения в современный социум каждого ребёнка с ОВЗ.

 

6.2. Система внутришкольного контроля

  Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

   Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся в  соответствии с требованиями, предъявляемыми к коррекционному образованию и позволяющими создать гуманную коррекционно-развивающую  образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

- осуществлять контроль за достижением  уровня обученности ребенка в соответствии с требованиями образовательных программ;

- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;

- осуществлять контроль за выполнением программ  учебного плана;                                    

- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

- осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу.

   Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимые в рамках внутришкольного контроля проверки включает в себя оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии обучающихся, эффективности коррекционной и оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

   Контроль за реализацией программы школы проводится по следующим направлениям:

  • обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;
  • состояние здоровьеформирующей образовательной среды;
  • создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения.

    По направлению реализации  программы развития в части обеспечения доступности, качества и эффективности коррекционного образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности. При этом при проведении мониторинга результативности учебного процесса учитываются следующие факторы, влияющие на такие показатели:

  • доступность образования: уровень ориентации на социальный заказ родителей, потребности и возможности обучающихся; состояние дифференциации содержания, форм обучения и воспитания; состояние преподавания учебных предметов, организация питания; состояние учебно-материальной базы, методического обеспечения педагогического процесса;
  • качество знаний: уровень индивидуальных особенностей обучающихся; уровень преподавания; уровень внеурочной воспитательной работы, уровень сформированности общих и специальных умений; состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения, состояния внешнего влияния;
  • качество преподавания: уровень научно-теоретических знаний; состояние методической подготовки; состояние психолого-педагогической подготовки; уровень владения современными педагогическими и информационными технологиями; участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе; уровень организации педагогического труда; состояние учебно-материальной базы.
  • состояние физического развития; уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; состояние внеурочной воспитательной работы; уровень учебной и других нагрузок на организм обучающегося; уровень психологического сопровождения; состояние влияния внешней среды, состояние микроклимата в школе и дома.

 

6.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений

6.3.1.Система аттестации обучающихся

   Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся.   

   Итоговая аттестация обучающихся проводится  в  соответствии:

- с Законом РФ «Об образовании»;

- Положением «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».     

   Государственная  итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего образования. Задачами итоговой аттестации являются: контроль  выполнения Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О правах ребенка»; установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9 классов. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов с умственной отсталостью проводится по завершении учебного года в форме  экзамена по трудовому обучению. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы, устных ответов по билетам, защиты проектной работы.

   Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, возможна аттестация а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми.

   Выпускникам 9 класса с умственной отсталостью, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ  установленного образца о соответствующем уровне образования (Свидетельство).

   Государственная итоговая аттестация обучающихся с задержкой психического развития проводится в форме государственного выпускного экзамена.

   Выпускникам 9 класса с ЗПР, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ  установленного образца о соответствующем уровне образования (Аттестат).

   Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Требования, предъявляемые к обучающимся, согласуются с требованиями образовательных программ  и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения  контролируется по плану внутришкольного контроля.

   Ведущими формами промежуточной  и итоговой аттестации являются  контрольные работы, тесты.

Формы учета и контроля достижений обучающихся начальной школы

 Текущие формы контроля:

 - текущая успеваемость  устные ответы на уроках;

- самостоятельные и проверочные работы; 

 - контроль техники чтения;

 - контрольные работы;

  - тесты.

Обязательные формы  итогового контроля:

 годовые контрольные работы  по  русскому  языку, математике и окружающему миру;  контроль техники чтения.

 Формы учета и контроля достижений обучающихся основной школы

     В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений обучающихся: 

- текущая успеваемость;

- аттестация по итогам четверти, по итогам года;

-  административные срезовые работы;

- олимпиады;

- защита исследовательской и проектной работы;

- творческие отчеты, доклады обучающихся на конкурсах, выставках конференциях;

- по окончании 9 класса проводятся экзамены.

 

6.3.2. Модель выпускника школы

Выпускник школы  - это ученик, 

- который успешно освоил образовательную программу  школы;

- у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; 

- у которого  есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел; 

- который  способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- который стремится  стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Семьянин:

- восприятие себя членом семьи;

- психофизическое здоровье,

- член сообщества;

- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать;

- наличие потребности выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;

- восприятие и понимание таких ценностей, как «Родина», знание истории и  традиций края.

Гражданин:

-  проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру;

-  обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел;                        

- активное участие в жизнедеятельности класса и школы. 

Индивидуальность:

- развитие нравственных и эстетических начал личности. 

 

  Выпускник основной школыэто социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и  самоактуализации.

Семьянин:

- социальный статус семьи;

- психофизическое здоровье.

Член сообщества:

- участие в досуговой деятельности;

- характер межличностных отношений в коллективе;

- знание историко-культурных и трудовых традиций края;

- участие в городских акциях, программах;

- трудовая активность.

Гражданин:

- сформированность правосознания;

- сформированность человеческих качеств личности;

- профессиональная ориентация;

- участие в самоуправлении.

Индивидуальность:

- направленность и особенности личности;

- гражданская позиция;

- способность интегрироваться в различные социальные сферы.