1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об Образовании в РФ», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (ГОСТ 6.30 Р-203) начального общего, основного общего, среднего общего образования, Уставом Учреждения, основной образовательной программой Учреждения с учетом: учебного плана Учреждения, федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных и утвержденных) к использованию в образовательной деятельности.

1.2 Настоящее положение распространяется на все уровни образования.

1.3 Открытое учебное занятие является формой распространения передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебной и воспитательной деятельности в Учреждении.

1.4 Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной деятельности, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебной деятельности.

1.5 Задачей педагога, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.

1.6 Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

1.7 В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Руководитель методического объединения составляет единый график проведения открытых учебных занятий. Утвержденный директором Учреждения график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов.

1.8. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество обученности обучающихся под руководством педагога.

2. Планирование открытых мероприятий.

2.1. На МО Учреждения в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.

2.2. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель.

2.3. Модели открытого занятия:

- Открытый урок для членов методического объединения.

- Открытый урок для коллег в Учреждении.

Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках обучения молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

- Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации Учреждения и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

- Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

2.4. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебному году. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю после каникул (адаптационные периоды).

2.5. Педагоги представляют разработанные сценарии проведения урока. Тема и форма проведения открытого урока определяются учителем самостоятельно. Необходимыми условиями проведения открытого урока являются использование любых компонентов УМК школьной программы и средств ИКТ.

2.6. Требования к содержанию сценария урока.

Сценарий должен содержать следующие обязательные разделы:

- Тема;

- Класс;

- Форма проведения;

- Цели и задачи;

- План урока с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для реализации каждой части;

- Вопросы и задания;

- Ход урока;

- Технические средства обучения;

- Использованные компоненты УМК (для учителя и обучающихся);

- Другие дидактические материалы;

- Методическая литература;

- Интернет-ресурсы;

- Самоанализ.

3. Методическое обеспечение открытого занятия.

3.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.

3.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

3.3 Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога.

3.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно – воспитательной деятельности на занятии.

3.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно –воспитательную деятельность в свете тех педагогических задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на обучающихся, способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.

3.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

4. Проведение открытого занятия.

4.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения ставит в известность директора о проведении открытого учебного занятия. Объявление для коллег вывешивается за 4-5 дней до урока.

4.2. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии обучающихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

4.3. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

5. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия.

5.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.

5.2.Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку занятия лицо.

5.3. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

5.4. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.

5.5. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности: - педагог, проводивший занятие; - приглашенные педагоги; - руководитель методического объединения; - представитель администрации, ответственный за методическую работу.

5.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

5.7. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев: - соответствие программе; - методическая проработка плана и хода урока; - полнота и разнообразие используемых материалов по теме; - доступность и оригинальность подачи материала; - методы и приемы организации деятельности обучающихся; - мотивация деятельности обучающихся; - разнообразие используемых технических и программных средств; -соответствие итогов поставленной цели;

5.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.

5.9. При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.

5.10. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

5.11. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам.

6. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику.

6.1. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.

6.2. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на Педагогическом совете Учреждения. В Решении Педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.

6.3. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания обучающихся Учреждения.. Сценарии лучших уроков хранятся в архивах методического совета и размещаются на официальном сайте Учреждения.

6.5.Учителю выдаются справки (отзывы) о проведённых открытых уроках, которые размещаются в портфолио педагога.