ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА 2017-2020 ГОДЫ.

   Полное наименование Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Галкинской средней общеобразовательной школы на 2017-2020 годы. Документы, послужившие основанием для разработки − Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» − Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295. − Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765-р. − Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (опубликована для общественного обсуждения). − Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373. − Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413.      Разработчики Муниципальное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа: администрация школы; творческая группа учителей.

   Цели программы - обеспечение высокого качества и доступности образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики Забайкальского края; - создание единого информационно-образовательного центра как необходимого условия для динамичного развития школы в современных условия; - перенос акцента с трансляции культурных содержаний от учителя к ученику на процесс внутреннего становления индивидуального культурного действия; - создание системы ранней профориентации и осознанного выбора профессии; - создание системы работы с детьми с ОВЗ. Комплексные задачи

1. Повысить качество и доступность образования для всех жителей с/п «Галкинское».

2. Создать информационно-методическое пространство, способствующее совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС.

3. Развивать единую информационно-образовательную среду как необходимое условие построения образовательной модели. Повысить уровень материально-технической базы и развивать инфраструктуру школьного образования.

4. Создавать условия эффективного гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

5. Сформировать открытую и доступную систему дополнительного образования для развития детских способностей.

6. Расширить формы и методы информационного взаимодействия между всеми участниками образовательной деятельности.

7. Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности

8. Создать условия для обучения детей с ОВЗ.

9. Освоить социокультурную среду края. Основные направления развития - развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды; - разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; - повышение эффективности системы дополнительного образования; - реализация мероприятий, направленных на здоровьесбережение обучающихся; - ориентация воспитательной работы в школе на гражданско-патриотическое развитие личности; - поддержка учителей в освоении методики преподавания по межпредметным технологиям и реализации их в образовательной деятельности; - доступность образования для детей с ОВЗ; - создание базы для ранней профориентации и осознанного выбора профессии.

     Период реализации программы I этап – 2016-2017 годы Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы. II этап - 2017-2019 годы Реализация локальных документов школы. Тематический, текущий контроль деятельности учителей и обучающихся. III этап - 2020 годы Оценка качества образовательной деятельности. Финансирование Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) Целевые индикаторы и показатели успешности реализации Программы развития - Увеличение и поддержание контингента обучающихся и педагогов школы; -Удовлетворенность участников образовательного сообщества (воспитанники, обучающиеся, педагоги, родители) качеством предоставляемых образовательных услуг; - Положительная динамика качества и успеваемости обучающихся школы; -Положительная динамика результатов прохождения государственной итоговой аттестации выпускниками Учреждения; - Положительная динамика результативности независимых диагностик; - Положительная динамика результативности участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др. мероприятиях различной направленности для обучающихся и воспитанников; - Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях различной направленности; - Благоприятные показатели физического, психического здоровья обучающихся; - Рост числа педагогов, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности; - Обучение педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ; - Высокий уровень воспитанности обучающихся; - Рост финансовых возможностей за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах; - Увеличение числа договоров о сотрудничестве с организациями края в научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности; - Поддержание и развитие материально-технической базы. Ожидаемые результаты (эффекты) реализации - Создание информационно-образовательного центра, позволяющего удовлетворить интересы и потребности всех участников образовательной деятельности за счёт реализации принципов доступности и качества образования; - Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными технологиями; - Увеличение числа школьников, обучающихся в системе внутришкольного и внешкольного дополнительного образования; рост количества детей имеющих достижения в олимпиадах, фестивалях, конкурсах различного уровня как показатель социальной компетентности обучающихся; - Увеличение числа выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному профилю; - Наращивание материальной базы учреждения, необходимой для реализации образовательной программы. Информационная справка о школе

Общая характеристика школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа (далее - Учреждение) создано на основании постановления Главы Шилкинского района №335 от 29 августа 2000 года в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учреждение прошло долгий путь развития от 8- летнего образования до средней общеобразовательной школы, реализующей программу дошкольного образования (2013 год). Полное наименование Учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа. Сокращенное наименование Учреждения: МОУ Галкинская СОШ. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение. Тип учреждения: бюджетное. Тип образовательной организации: общеобразовательное учреждение. Место нахождения и юридический адрес Учреждения:673448, Российская Федерация, Забайкальский край, Шилкинский район, село Галкино, улица Центральная, 34. Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования Администрации муниципального района «Шилкинский район». Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения. Основными видами деятельности Учреждения являются реализация: - основных образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; - основных образовательных программ начального общего образования; - основных образовательных программ основного общего образования; - основных общеобразовательных программ среднего общего образования; - дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, военно-патриотического, естественно-географического, биолого-экологического направлений. В Учреждении сформированы 10 классов- комплектов. Общая численность обучающихся составляет 109 человек, воспитанников детского сада- 35 человек. Средняя наполняемость классов-11 человек. Коллектив Учреждения состоит из 48 человек (49,48 штатных единиц: 10,18- детский сад, 39,3 - школа): 25- педагогических работников (19 педагогов), 2- учебно - вспомогательный персонал, 21- технический персонал. На 2017- 2018 учебный год укомплектованность Учреждения педагогическими работниками на уровне среднего общего образования составляет 100%: Общее количество педагогов Образование Стаж работы Возраст Квалификация Высшее профессиональное педагогическое Среднее профессиональное педагогическое Неполное высшее До 5 лет От 5 до 20 20 лет и более До 25 25- 35 35 и старше соответствие I квал. категория II квал. категория Высшая квал. категория 15 8 3 4 7 4 4 3 5 7 15 - - - Режим работы Учреждения: пятидневная рабочая неделя, продолжительность урока в 1-м классе- 35 мин., во 2-11 классах- 40 минут, занятия проводятся в 1 смену. Имеется рациональное расписание уроков, с учетом требований действующего законодательства. Ведение внеурочной деятельности (10 часов) в Учреждении реализуется в рамках требований ФГОС. Материально-техническое оснащение учебно - воспитательной деятельности в Учреждении составляет 65 %. В Учреждении имеется:  Учебные кабинеты – 11  Спортивный зал – 1  Мастерские- 2  Библиотека Учреждения- 1: Фонд учебной и художественной литературы укомплектован на 70 % и составляет: 3078 комплектов УМК, 3671 единица художественной литературы. В Учреждении создано и успешно осуществляется работа 3 методических объединений: МО учителей начальных классов, МО учителей основного и среднего общего образования, МО классных руководителей, а также работа коллегиальных органов управления Учреждением. Дополнительное образование реализуется посредством спортивных секций, кружков: «Серебряные голоса» хоровое пение, «Оч. умелые ручки» кружок, «Каблучок» танцевальная студия, «Занимательная география» кружок, «Юный шахматист»- кружок, «Резьба по дереву» кружок, «Выжигание»- кружок, «Хозяюшка»- кружок по технологии (девочки), «Шахматы» ,спортивные секции по баскетболу, гимнастике, легкой атлетике в рамках реализации программы военно- патриотического клуба «Патриот»; В рамках трудового воспитания в Учреждении успешно функционирует пришкольный учебно - опытный участок, являющийся, с нашей точки зрения, необходимым подразделением в сельской школе. Он решает задачи образовательного, воспитательного и производственно - экономического направлений. В Учреждении организован ежедневный подвоз обучающихся (7 рейсов в день) из близлежащих сел: Савино, Зубарево (42 обучающихся). Организация и осуществление ежедневного подвоза обучающихся четко регламентировано и соответствует требованиям действующего законодательства. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет Директор, являясь единоличным исполнительным органом Учреждения и назначаемый на эту должность управлением образования Администрации муниципального района «Шилкинский район в установленном порядке, по согласованию с главой муниципального района «Шилкинский район». Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органами коллегиального управления являются: Общее собрание работников (коллектива) Учреждения, Педагогический совет Учреждения, Управляющий совет Учреждения. Должность Стаж работы Директор 8 лет Заместитель директора по учебной работе 27 лет Заместитель директора по воспитательной работе 28 лет Старший воспитатель детского сада 39 лет Ответственный за противопожарную безопасность Учреждения 43года Ответственный за технику безопасности и охрану труда 3,5 года Ответственный за энергосбережение 9 лет Ответственный за работу с сайтом Учреждения 4 года Ответственный за работу АИС «Сетевой город» 21 год В Учреждении также созданы следующие объединения: - Школьная служба примирения, - Нештатное аварийно- спасательное формирование НАСФ, - Антитеррористическая комиссия, - Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - Попечительский совет, - Родительский комитет. Управление осуществляется на основе сотрудничества и совместной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. Для определения перспектив развития школы создается банк информации о потребностях социума в образовательных услугах, степени их удовлетворенности, о мотивации учеников и педагогов, профессиональном и творческом потенциале педагогического коллектива и т.д. Информация общедоступна и постоянно обновляется. С ее учетом проводится анализ, планирование, организация и контроль работы Учреждения. В Учреждении сложилась целостная система взаимодействия администрации и органов государственно–общественного управления, созданы эффективные формы совместного участия учителей, обучающихся, родителей и других заинтересованных социальных групп в организации учебно-воспитательной деятельности, в реализации программы развития школы. Анализ деятельности учреждения (SWOT- анализ) Преимущества (сильные стороны) Возможности 1. Сплоченность и высокая работоспособность коллектива; 2. Молодой возрастной состав педагогического коллектива: до 25- 5, от 25до 35- 4; от 35 до 55 -6; от 56-3. Творческий потенциал коллектива, желание заниматься образовательной деятельностью, применяя в урочное и внеурочное время новые образовательные технологии (игровые технологии, личностно - ориентированное обучение, элективные курсы, здоровьесберегающие, проектно - исследовательская технологии, блочно - модульная технология, ориентированная на различные виды самостоятельной посильной работы обучающегося, написание творческих работ и т.д.) Стремление к результатам и качественной реализации образовательных стандартов, в условиях скудного материально- технического ресурса; 3. Аттестацию на соответствие занимаемой должности имеют 100% педагогических работников; 4. 83% педагогических работников имеют и в настоящее время получают высшее специальное образование. Только 3 (17%) работника имеют среднее специальное образование; 5. Наличие детского сада с 2 работающими разновозрастными группами неполного дня. Отсутствие очереди в детский сад; 6. Стабильный режим работы Учреждения: пятидневная рабочая неделя, продолжительность урока в 1-м классе- 35 мин., во 2-11 классах- 40 минут, занятия проводятся в 1 смену. Рациональное расписание уроков. Ведение внеурочной деятельности (10 часов), выполнение требований ФГОС; 7. Работа спортивных секций, кружков: «Серебряные голоса» хоровое пение, «Оч. умелые ручки» кружок, «Каблучок» танцевальная студия, «Занимательная география» кружок, «Юный шахматист»- кружок, «Резьба по дереву» кружок, «Выжигание»- кружок, «Хозяюшка»- кружок по технологии (девочки), спортивные секции по баскетболу, гимнастике, легкой атлетике; 8. Наличие и успешное функционирование пришкольного учебно - опытного участка; 9. Качественная летняя оздоровительная компания - летний оздоровительный лагерь дневного пребывания детей на базе Учреждения; 10. Тесное сотрудничество, совместная работа Учреждения с сельским Домом культуры, администрацией сельского поселения «Галкинское», полицией (работа с детьми и семьями группы риска), КДН, ПДН, лесным хозяйством, учреждениями среднего профессионального образования; 11. Активное участие в общероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях. Наличие победителей и призеров на региональном и муниципальном уровнях; 12. Успешное функционирование сайта Учреждения; 13. 100% обеспеченность обучающихся и воспитанников соответствующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам, пожеланиям обучающихся горячим питанием; 14. Работа с одаренными детьми, вовлечение обучающихся в инновационную, проектную деятельность; 15. Положительная динамика качества обученности выпускников Учреждения (результаты ГИА и ЕГЭ); 16. Продуктивная совместная работа, тесная взаимосвязь Учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся; 1. Инновационная, научная деятельность, апробирование и реализация новых методов и форм работы; 2. При наличии финансирования имеется возможность создания школы с военно - спортивным уклоном (гимнастика, легкая атлетика, туризм) военно-патриотический клуб, включающий в себя начальную военную, военно-техническую и морально-психологическую подготовку; 3. Возможность получения первой, второй и высшей квалификационной категории; 4. Качественное, углубленное изучение отдельных предметов (физическая культура, химия, биология, история, обществознание) Профильное обучение на уровне среднего общего образования; 5. При желании и финансовой возможности родителей - 100% охват образованием детей дошкольного возраста с. Галкино. Качественная подготовка детей к школе, квалифицированный присмотр и уход; 6. Наибольший охват и занятость обучающихся во внеурочной деятельности. 7. Разностороннее развитие личности ребенка, социализация. 8. Успешная реализация трудового обучения, приобщение к общественно - полезному труду, возможность обеспечить школьную столовую экологически - чистыми овощами, разнообразить меню и насыщенность готовых блюд, летняя занятость детей; 9. Занятость 35 детей во время летних каникул. При условиях финансирования количество детей может быть увеличено до 45 человек; 10. Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров, качественная работа Учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся; 11. Повышение мотивации обучающихся, престижа Учреждения; 12. Открытость и общедоступность, прозрачность деятельности Учреждения. Престиж школы; 13. Пропаганда здорового образа жизни, здорового питания в Учреждении. Здоровьесбережение; 14. Качество образования. Увеличение количества победителей и призеров в разноуровневых конкурсных работах. Успешная социализация и востребованность на рынке труда выпускников; 15. Повышение качества обученности обучающихся Учреждения; 16. Построение продуктивного, полноценного сотрудничества при достижении общей цели. Оказание консультативной, методической помощи родителям (законным представителям), улучшение социальной ситуации жизни, быта семей в селах; Недостатки (слабые стороны) Проблемы (угрозы, риски) 1. Низкая скорость интернета. Официальный лимит подключения- 1 компьютер; 2. Низкий уровень материально- технической оснащенности Учреждения. Отсутствие финансирования Учреждения на пополнение и развитие данных ресурсов; 3. Ежедневный подвоз обучающихся; 4. Отсутствие дополнительного транспорта в Учреждении (газель); 5. Большая нагрузка педагогических работников, по причине производственной необходимости (отсутствие специалистов); 6. Отсутствие финансирования на приобретение УМК. Отсутствие возможности Учреждения в 100% обеспечении обучающихся УМК (укомплектованность учебниками и учебными пособиями составляет: 1-6 классы-100% (рабочие тетради не закупаются), 7-11 классы 70%); 7. Ветхость и износ здания школы. Спортивный зал Учреждения требует капитального ремонта. Отсутствие спортивной площадки, необходимых спортивных сооружений; 8. Отсутствие организации пункта приема экзаменов в Учреждении. Обучающиеся вынуждены преодолевать большое расстояние до ближайшего ППЭ, min. время поездки составляет 1,5 часа, а max. 2,5 часа; 9. Низкий уровень грамотности, благополучия, культуры семей обучающихся. Доминирующее количество семей социального риска, малообеспеченных, не полных семей; 10. Отсутствие штатного медицинского работника в Учреждении; 11. Смена места жительства благополучных семей. 1. Отсутствие возможности участия всех участников образовательной деятельности в различных сетевых мероприятиях, вебинарах, повышения квалификации, доступа к информационным ресурсам, быстрого и качественного реагирования Учреждения для осуществления необходимой он - лайн работы, предоставления отчетной документации; 2. Снижение качества образования, посредством отсутствия необходимых наглядно - методических пособий, ИКТ ресурсов, необходимого оборудования для реализации программ инклюзивного образования. Систематический выход из строя архивной компьютерной техники, отсутствие возможности ее ремонта; 3. Отсутствие возможности 100% вовлечения всех обучающихся школы во внеурочную деятельность. Качество межпоселковых дорог, раннее время прибытия 1-го рейса автобуса в Учреждение (7.45, начало урока - 9.00), чрезмерная утомляемость обучающихся из с. Савино и с. Зубарево; 4. Обучающиеся лишены возможности посещать и полноценно участвовать в желаемых мероприятиях, проводимых в отдаленных пунктах; 5. Профессиональное выгорание работников, снижение качества обучения, мотивации педагогов; 6. Снижение качества образования, эффективности выполнения домашних заданий, дополнительного самообразования обучающихся, качества ведения уроков; исключение из системы образовательной деятельности полноценного использования рабочих тетрадей; 7. С 2017-2018 учебного года обучающиеся будут лишены возможности заниматься в спортивном зале: подвижные занятия физической культурой будут заменены на теоретический курс в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся; 8. Усталость обучающихся, вследствие - низкая мотивация показать хороший результат, снижение качества показателей сдачи экзаменов; 9. Низкая мотивация данных обучающихся в здоровом образе жизни, здоровом питании, полноценном обучении, участии в общественной жизни школы, села; 10. Велика вероятность массового заражения обучающихся вирусными инфекциями; 11. Снижение количества замотивированных на добросовестное обучение (сильных) детей. Главная цель школы - развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению. Приоритетными направлениями работы школы являются:  Патриотическое воспитание;  Совершенствование системы работы школы, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни;  Усиление межличностной направленности образования;  Расширение социально-психологического обеспечения учебно-воспитательной деятельности; Задачи воспитательной деятельности:  Сформировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственных ценностей гражданина России  Совершенствовать оздоровительную работу с учащимися и прививать навыки здорового образа жизни, развивать коммуникативные навыки и формировать методы бесконфликтного общения;  Поддержать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности, активизировать ученическое самоуправление, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему коллективных творческих дел.  Совершенствовать систему воспитательной деятельности в классных коллективах;  Совершенствовать систему семейного воспитания, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка. Воспитательная деятельность осуществляется всем педагогическим коллективом и воспитательной службой школы, в состав которого входят: педагог-организатор, классные руководители, преподаватели дополнительного образования, библиотекарь и инструктора по физической культуре. Основные разделы плана воспитательной деятельности (нравственно - правовое, военно-патриотическое, эстетическое, трудовое, профилактика правонарушений, санитарно-гигиеническое, предупреждение детского травматизма и противопожарная безопасность) выполнены. На основе общешкольного плана были составлены планы воспитательной работы классных руководителей с классным коллективом. Планирование воспитательной работы не формальность, а необходимое условие успешной организации процесса воспитания. Составляя план, классный руководитель проектирует траекторию развития классного коллектива и отдельных школьников. Он намечает воспитательные задачи и указывает пути и формы повышения уровня воспитанности обучающихся. Образовательная программа является важнейшим документом, дополняющим учебный план школы. Учебный план является несущей конструкцией образовательной программы, ее внутренней формой. Образовательная программа наполняет учебный план конкретным содержанием, описывает учебно-методическое обеспечение его выполнения. Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта базовых образовательных областей являются внешним стандартом, а данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов. Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы. Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой. Основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению социально-ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире – важнейший критерий качества полученного им образования. Задачи: - Повысить эффективность образовательной деятельности для достижения требуемого современного качества образования. -Создать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей. - Обеспечить рост профессионализма педагогических кадров школы и повысить эффективности образовательной деятельности. - Совершенствовать инфраструктуры школы с целью создания условий для организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями СанПиНа и ФГОС. - Создать материальные и психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса как основы для достижения высокого качества образования, формирование личности обучающегося, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья. Учебный план МОУ Галкинской СОШ на 2017- 2018 учебный год разработан на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ от 09.03.2004 № 1312 в редакции приказа Миобрнауки от 3 июня 2011года № 1994,от 31 января 2012года № 69, от 1 февраля 2012 года №74) и Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказы Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г №373, от 26 ноября 2010года №1241,от 17 декабря 2010г.№ 1897) и в соответствии с приказами Министерства образования Забайкальского края от 07 апреля 2010года №314, от 22 декабря 2010года № 990, от 26 января 2012года № 139, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г, №2783, Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013года № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; образовательными программами по предметам. Учебный план МОУ Галкинской СОШ является локальным нормативным документом, в нем:  установлен перечень учебных предметов, объем учебного времени, отведенного на их изучение по уровням образования;  определена обязательная и максимальная нагрузка обучающихся 5-11 классов при 5-ти дневной неделе.  перечень направлений внеурочной деятельности по классам (занятия по выбору, элективные курсы). Содержание учебного плана планируется с учетом запроса обучающихся, их родителей, кадровой и материально-технической обеспеченности учебной деятельности. Учебный план предполагает выполнение обязательного минимума нагрузки, что будет способствовать единому образовательному пространству. Основная задача Учреждения - дать обучающимся достойное образование, которое соответствовало бы их потребностям, оказать помощь в профессиональном самоопределении и саморазвитии как фундамента их успешной деловой карьеры и адаптации в социуме. Обучение в МОУ Галкинской СОШ предусматривает: 4- летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 учебные недели, 2-4 классы- 34 недели; 5- летний срок освоения образовательных программ основного общего образования5-9 классов. Продолжительность учебного года- 34 учебные недели (без учета экзаменационного периода); 2- летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе базовых предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года - 34 учебные недели (без учета экзаменационного периода и учебных сборов по основам военной подготовки); По причине малой наполняемости классов Учредителем в 2014 году было принято решение объединить некоторые классы, для осуществления обучения по принципу малокомплектной школы, а именно:  Технология- 7-8, 10-11 классы;  Физическая культура- 8-9, 10-11 классы;  Элективный курс по биологии 10-11 классы;  Музыка, ИЗО- 6-7 классы;  ОБЖ- 8-9, 10-11 классы. В 2017-2018 учебном году Учреждение успешно реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования (5-7 классы). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Следовательно, с необходимостью разработки дорожной карты введения ФГОС СОО Учреждению предстоит столкнуться уже очень скоро, а вместе с тем и с проблемой введения профильного обучения на уровне среднего общего образования, как средства дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширятся возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Анализируя ход организации и осуществления учебно- воспитательной деятельности Учреждения, следует отметить положительные предпосылки для успешного введения профильного обучения, а именно дифференциация обучения, то есть наличие возможности выбора формы построения школьниками индивидуальных образовательных программ, учитывающих их интересы, интересы рынка труда Забайкальского края. Анализируя наименования выбираемых элективных курсов обучающимися за последние три года, следует отметить тот факт, что для нашего Учреждения самым оптимальным профилем будет социально - гуманитарный, включающий следующие предметы: русский язык, математика, обществознание, химия, биология, литература. Также одной из положительных предпосылок успешного введения профильного обучения на уровне среднего общего образования в Учреждении является тот факт, что в учебном плане Учреждения предусмотрено 34 часа предпрофильной подготовки «Мой выбор» за счет школьного компонента обучающихся 9 класса. Содержание курса предпрофильной подготовки «Мой выбор» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, составить целостное представление о мире профессий, освоить понятия, которые характеризуют профессиональную деятельность человека по различным профилям, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь. Цель курса - формирование культуры выбора у обучающихся в различных жизненных ситуациях. Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:  Знакомство с основами технологии выбора;  Анализ наиболее типичных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение;  Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу (ответственность, выбор, свобода, гражданственность, толерантность и так далее);  Создание условий для отработки умения выстраивать свое поведение в типичных жизненных ситуациях, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;  Приобретение опыта проигрывания различных ролей в типичных ситуациях выбора;  Развитие способностей к самоопределению и самореализации;  Определить пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки. Новизна программы заключается в том, что по завершению изучения курса у обучающихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:  Получение значимой информации из различных источников;  Использование полученной информации;  Оценочные суждения о моделях поведения в ситуации выбора, о последствиях принятого решения. На данный момент, согласно реестру локальных нормативных актов, в Учреждении разработано и действует 42 локальных нормативных документа, а именно:  Устав Учреждения;  Правила внутреннего трудового распорядка;  Инструкция работников Учреждения по охране труда;  Должностная инструкция;  Программа развития Учреждения на 2016- 2020г.;  Образовательная программа дошкольного образования;  Образовательная программа начального общего образования;  Образовательная программа основного общего образования;  Образовательная программа среднего общего образования;  Программа дополнительного образования и внеурочной деятельности Учреждения;  Расписание занятий;  Положение об оплате труда работников Учреждения;  Правила внутреннего распорядка обучающихся Учреждения;  Порядок и сроки приема обучающихся и воспитанников в Учреждение;  Положение о комиссии по урегулированию споров;  Положение о порядке доступа к информационным сетям и базам данных;  Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;  Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся Учреждения;  Положение о правилах перевода и отчислении обучающихся;  Положение о методическом совете Учреждения;  Положение о творческой группе;  Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО, ООО;  Положение о портфолио педагогов Учреждения;  Положение о порядке распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам Учреждения;  Положение о школьной службе примирения;  Положение о порядке обеспечения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работников Учреждения;  Положение о внутренней системе оценки качества образования в Учреждении;  Положение о факультативных и элективных курсах;  Положение о порядке проведения аттестации педагогических работников дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях подтверждения соответствия занимаемой должности;  Положение о проверке тетрадей;  Положение о классном руководителе;  Положение о дежурном учителе;  Положение о дежурном классном руководителе;  Положение о бесплатном питании в Учреждении;  Положение об организации обучения по основным, адаптированным общеобразовательным программам на дому;  Положение о характеристике обучающегося Учреждения;  Положение о поощрениях и взысканиях для обучающихся Учреждения;  Положение о школьной олимпиаде, конкурсе, смотре, конференции;  Положение о разработке и утверждении локального нормативного акта Учреждения;  Положение о родительском собрании;  Положение о семейном обучении;  Положение о пришкольном учебно - опытном участке Учреждения;  Положение о правилах и сроках проведения предметной недели. Образовательное учреждение оснащено локальной сетью, что существенно расширило информационное пространство для педагогических работников, обучающихся и родителей. Структура образовательного учреждения и система его управления Структура школы отвечает выполнению функциональных задач и Устава Учреждения. В структуре модели управления – 4 уровня: Стратегический уровень управления определяет основные направления развития школы, финансирования, материально-техническое обеспечение, кадровую политику. Тактический уровень (администрация, педагогический коллектив, социально-психологическая служба, органы родительского и детского самоуправления) направлен на разработку программы развития школы, координацию деятельности всех служб и подразделений по ее выполнению, по планированию, организации ВСОКО и коррекцию действий по результатам контроля. В ходе реализации координируется работа методических объединений, временных творческих групп и постоянных творческих объединений по разработке и внедрению инновационных технологий, подготовке к педагогическим советам, творческим конкурсам, общешкольным мероприятиям. Деятельностный уровень управления служит для включения в процесс управления всех участников образовательной деятельности. Информационный уровень обеспечивает информационную поддержку реализации Образовательной программы школы, управление информационными потоками и принятие управленческих решений. Информационный уровень управления дополнен работающим сайтом школы. Основания для разработки программы развития Учреждения на 2017-2020 уч. годы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МОУ Галкинской СОШ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление образовательным учреждением на основе инновационных процессов. Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Данная проблема находит решение в концепции модернизации российского образования. Для реализации цели модернизации образования (создание механизма устойчивого развития образовательной системы) выдвинуты следующие приоритетные направления: - обеспечение качественного, доступного и полноценного образования; - повышение профессионализма работников образования; - повышение роли всех участников образовательной деятельности – обучающегося, педагога, родителя, социального партнера образовательного учреждения; - развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в Учреждении, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования; - развитие творческих способностей, одарённости и адаптивных возможностей школьников; - совершенствование предпрофильной подготовки школьников; - профильное обучение. Одной из наиболее важных проблем развития современного образования в России является проблема перехода школы на новый уровень ответственности перед государством и обществом, где важную роль играет экономические интересы страны. В связи с этим модель выпускника рассматривается как личность, которая стремиться к самовыражению в экономической деятельности страны. Обществу нужен новый тип характера – предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому. В современном образовательном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательной деятельности для формирования граждан, способных действовать в постоянно изменяющейся экономической среде, ориентирующихся в информационном пространстве. Возникает необходимость создания в школе единой информационной среды, выполняющей образовательные функции. Однако процесс информатизации сегодня не должен рассматриваться как проблема компьютеризации школьных кабинетов средствами ИКТ и создания на их основе педагогических инструментов. Содержание Программы развития школы является ориентиром развития на ближайшие годы. Главной задачей будет формирование такой структуры школы, которая бы удовлетворяла всех участников образовательной деятельности, обеспечивала высокое качество образования в соответствии с экономическими требованиями государства. Для разработки программы были проведены: - анализ достигнутого уровня качества образования в рамках реализации программы развития 2011-2015. - анализ потенциала развития школы на основе проведения SWOT–анализа возможностей и проблем образовательного учреждения. - анализ возможных вариантов развития. Идея программы развития: от информационно-образовательной среды к информационно - образовательному центру. Формирование информационно-образовательного центра является предметом совместной деятельности в рамках социального и профессионального партнёрства субъектов образовательной деятельности. Направления деятельности: - определение содержания, методов и технологий обучения в условиях информатизации образования, направленные на повышение качества обучения; - обеспечение современной компьютерной и интерактивной техникой Учреждения; - создание условий для эффективного использования техники в практику Учреждения; - создание и развитие системы повышения квалификации руководства и педагогических кадров. Проблема: Из-за недостаточности материально-технической базы отмечается недостаточное влияние процесса информатизации на развитие возможностей индивидуального подхода к обучающимся. Показатели результатов: - выравнивание возможностей обучающихся в получении качественного образования; - улучшение социальной ориентации обучающихся; - расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами; - расширение социального партнёрства и развитие общественно-гражданских форм управления. Ожидаемые результаты: - Системное управленческое мышление руководителей и участников образовательной деятельности, поддержка упреждающего управления. - Организация эффективного взаимодействия с потенциальными потребителями (обучающимися, родителями, сотрудниками) и заинтересованными сторонами (организациями дополнительного образования, средними и высшими учебными заведениями, учреждениями культуры и спорта) по удовлетворению их ожиданий и требований; - Усиление доверия заинтересованных сторон; -Улучшение работоспособности коллектива. Результатом обучения в средней общеобразовательной школе должно стать овладение обучающимися определенным объемом базовых знаний с учетом профориентации, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении в профильные вузы. Условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей. Основные риски развития cвязаны: - с устаревающей материально-технической базой; - с недостатком финансового обеспечения; - с дефицитом времени у педагогов, детей и родителей; - с ростом напряженности труда, конфликтности, отсутствием адекватных, объективных инструментов - с незаинтересованностью партнеров. Пути решения: 1. Замена компьютерного оборудования и приобретение интерактивной техники, активная информатизация образовательной деятельности; 2.Совершенствование системы управления Учреждением по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества; 3.Поиск педагогических идей по обновлению содержания школьного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в образовательную деятельность; 4. Развитие кадрового состава; 5. Создание социально-педагогических условий для преодоления отчуждения родителей от школы и активного и грамотного взаимодействия педагогов и родителей в единой образовательной среде; 6. Создание системы стимулирования за профессиональные достижения на уровне Учреждения и разработка инструментов оценки; 7. Поиск формы эффективного взаимодействия МОУ Галкинской СОШ с социальными партнерами по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях. 8. Создание открытой информационной среды для всех участников образовательной деятельности. Основные направления развития Учреждения. В процессе реализации программы развития образовательного Учреждения выбраны приоритетными следующие направления работы: - развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды; - образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования; - развития эффективности системы дополнительного образования; - реализация мероприятий, направленные на здоровьесбережение обучающихся; - ориентация воспитательной работы в школе на гражданско-патриотическое развитие личности; - поддержка учителей в освоении методики преподавания по межпредметным технологиям и реализации их в образовательной деятельности; - доступность образования для обучающихся с ОВЗ; - создание системы ранней профориентационной подготовки и осознанного выбора профессии; - реализация ФГОС СОО, профильного обучения. Стратегия и тактика реализации программы. Цель программы: - обеспечить высокое качество и доступности образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики края; - создать единый информационно-образовательный центр как необходимого условия для динамичного развития школы в современных условиях. - перенести акцент с трансляции культурных содержаний от учителя к ученику на процесс внутреннего становления индивидуального культурного действия; - создать систему ранней профориентации и осознанного выбора профессии; - создать систему работы с детьми с ОВЗ. Задачи: 1. Повысить качество и доступность образования для всех жителей с\п «Галкинское». 2. Создать информационно-методическое пространство, способствующее совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС для обеспечения смены образовательной деятельности с репродуктивной на поисковую, направленную на построение всеобщих способов действий, а не алгоритмов конкретных ситуаций. 3. Развивать единую информационно-образовательную среду как необходимое условие построение образовательной модели. Повысить уровень материально-технической базы и развитие инфраструктуры школьного образования. 4. Создать условия эффективного гражданско-патриотического воспитания обучающихся. 5. Сформировать открытую и доступную систему дополнительного образования для развития детских способностей. 6. Расширить формы и методы информационного взаимодействия между всеми участниками образовательной деятельности. 7. Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности. Основные идеи программы: - Информационно-образовательный центр; - Повышение качества и доступности образования на основе повышения эффективности деятельности Учреждения; - Обновление МТБ и инфраструктуры системы образования; - Расширение открытости Учреждения. Создание новых форм и информационного взаимодействия; - Повышение уровня квалификации педагогов, рост эффективности работы школы; - Повышение гражданской ответственности обучающихся, формирование чувства «Патриотизма»; - Работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности в рамках дополнительного образования; - Доступность образования для детей с ОВЗ; - Расширение связей Учреждения с организациями края, использование социокультурной среды региона. Мероприятия по реализации программы развития. Механизмы реализации программы. 1. Создание проектов для реализации Программы развития школы с учетом основных задач программы, назначение ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты. 2. Включение всех участников образовательной деятельности школы на реализацию Программы развития. Выявление и анализ приоритетных направлений развития, промежуточных результатов ее выполнения на заседаниях научно-методического совета и школьных методических объединений, Совета школы, школьного родительского комитета и классных родительских собраний, в средствах школьной информации. 3. Создание системы диагностики и контроля реализации Программы развития. Администрация Учреждения ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседаниях педагогического совета. Программа реализуется в период с 2017 по 2020 годы. I этап – 2016-2017 годы Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы. II этап - 2017-2019 годы Реализация локальных документов школы. Тематический, текущий контроль деятельности учителей и обучающихся. III этап - 2020 годы Оценка качества образовательной деятельности. Ожидаемые результаты реализации программы развития: - Создание информационно-образовательного центра, позволяющего удовлетворить интересы и потребности всех участников образовательного процесса за счёт реализации принципов доступности и качества образования; - Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными, метапредметными технологиями; - Увеличение числа школьников, обучающихся в системе внутришкольного и внешкольного дополнительного образования; рост количества детей имеющих достижения в олимпиадах, фестивалях, конкурсах различного уровня как показатель социальной компетентности обучающихся; - Увеличение числа выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному профилю; - Наращивание материальной базы учреждения, необходимой для реализации образовательной программы. Критерии и показатели оценки. Качество образовательной деятельности оценивается по следующим показателям: - результативность деятельности Учреждения согласно программе развития; - продуктивность и результативность образовательных программ; - результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации Учреждения; - эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодных публичных докладах. Качество образовательных достижений оценивается по следующим показателям: результаты: - государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х и 9-х классов; - промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности); - результаты мониторинговых исследований: - качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению; - качества знаний обучающихся 4-х, 7, 8, 9 и 10 классов в метапредметных диагностиках; - готовности и адаптации к обучению обучающихся 1-х классов; - обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов; -участие и результативность работы в школьных, районных, краевых, предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.; В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются: • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика; • отношение к учебным предметам; • удовлетворенность образованием; • степень участия в образовательнойдеятельности (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.). Доступность образования оценивается по следующим показателям: - система приема обучающихся в школу; - конкурентоспособность Учреждения; - открытость деятельности Учреждения для родителей и общественных организаций. Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям: - отношение педагога к инновационной работе; активное применение информационных технологий в своей профессиональной деятельности; - готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических советах, педагогических конференциях различных уровней, в научной работе и т. д.); - знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий; - образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей; - участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.; - личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней. Качество материально-технического обеспечения образовательного пространства оценивается по следующим показателям: - наличие и в перспективе расширение, а также обновление парка мультимедийной и интерактивной техники; - программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебной деятельности; - оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой. Комфортность обучения оценивается по следующим показателям: - соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов; - соответствие условий обучения (размещение Учреждения, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН; - соответствующий морально-психологический климат. Система дополнительного образования оценивается по следующим показателям: - количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся; - заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах; - степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей (законных представителей) и обучающихся; - результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.); - применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике. Открытость деятельности Учреждения оценивается по следующим показателям: - эффективность взаимодействия Учреждения с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом; - репутация (рейтинг) Учреждения на различных уровнях, имидж школы; - качество публичных докладов и их доступность широкой общественности. Состояние здоровья обучающихся оценивается по следующим показателям: - наличие медицинского кабинета общего назначения и его оснащенность в соответствии с современными требованиями; - регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров; - частота заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников; - эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.); - состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры). Качество воспитательной работы оценивается по следующим показателям: - степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательную деятельность; - демократичность характера планирования воспитательной работы (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют); - охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям; - наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности; - удовлетворенность обучающихся и родителей (законных представителей) учебно- воспитательной деятельностью и наличие положительной динамики результатов воспитания; - положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами); - наличие системы стимулирования участников воспитательных отношений; - участие классов в школьных мероприятиях; - участие в мероприятиях разного уровня. Качество финансово-экономической деятельности оценивается по следующим показателям: - объективность и открытость системы оплаты труда; - объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания); - наполняемость классов; - продуктивность использования расходной части сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год; - объективность управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности вышестоящими и другими организациями. Возможные риски реализации программы: В процессе реализации программы могут возникнуть риски, связанные: 1) с неверно выбранными приоритетами развития; 2) с дисбалансом в реализации различных целей и задач; 3) недостатков финансирования; 4) с переоценкой перспектив и ошибочностью прогнозов.