Нормативно-правовое регулирование защиты прав потребителей медицинских услуг в Российской Федерации регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности Глава 39 "Возмездное оказание услуг"), Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 23 ноября 2011года № 323 «Об основах охраны граждан в РФ».

Прежде чем обратиться в платное лечебное учреждения Вам нужно уточнить следующую информацию:

В первую очередь медицинское учреждение имеет право оказывать услуги только при наличии лицензии, следовательно, убедитесь, что выбранное Вами учреждение располагает данным документом.

Также медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

К платным медицинским услугам могут относиться консультативная, профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, медико-психологическая и т.п.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчётов, права, обязанности и ответственность сторон.

После посещения врача у потребителя должны быть следующие документы:

- Экземпляр договора об оказании платных медицинских услуг, в котором должны быть указаны виды и стоимость услуг, сроки, в течение которых они должны быть оказаны, права, обязанности и ответственность сторон.

- Кассовые чеки или номерные квитанции строгой отчётности на все суммы, которые потребитель оплатил в клинике.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешённым на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя лечебные платные учреждения несут ответственность перед потребителем.

Ответственность медицинских работников при оказании платных медицинских услуг вытекает из договора возмездного оказания услуг (ст. 779 - 783 ГК РФ).

Исполнитель обязан оказать услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг (ст. 27 ЗаконаРФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

При несоблюдении исполнителем обязательств по срокам исполнения потребитель вправе по своему выбору:

-назначить исполнителю новый срок;

- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену;

-потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых статьей 28 ЗаконаРФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель выплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки неустойку в размере трёх процентов цены услуги, а если цена услуги договором не определена - общей цены заказа. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки.

Назначенные потребителем новые сроки указываются в договоре об оказании услуг.

Договорная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью при оказании платных медицинских услуг предусматривает широкий спектр оснований её возникновения и объём возмещения вреда.

В случае некачественного оказания услуг потребителю необходимо написать претензию в двух экземплярах о некачественном оказании платной медицинской услуги на имя главного врача клиники, а также на имя руководителя (директора) клиники. В претензии необходимо подробноописать произошедшее (цель обращения в клинику и полученный результат), а также указать свои требования.

К претензии необходимо приложить копию договора на оказание платной медицинской услуги и кассовый чек (квитанцию), а также любые другие документы, доказывающие правомерность предъявляемых требований (фотографии зубов до начала оказания медицинских услуг, имена свидетелей и пр.).

На одном из экземпляров претензии, лицо, принявшее её, должно расписаться, поставить дату и печать.

Возврат денежных средств потребителю за некачественно оказанную медицинскую услугу должен быть произведён медицинском учреждением в течение 10 дней, ст. 31 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Потребитель вправе предъявлять требования о возмещении убытков.

Убытки причиненные неисполнением или ненадлежащем исполнении условий договора, например, в связи с нарушением сроков оказания услуг, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни (ст. 31 ЗаконаРФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Убытки возмещаются в 10-дневный срок.

В случае отказа со стороны руководства ЛПУ в возврате денежных средств в добровольном порядке, или отсутствия какой-либо реакции на поданную претензию, потребитель имеет право обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, месту нахождения организации или исполнения договора в соответствии со статьей 17 ЗаконаРФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 ЗаконаРФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").