Управление образования муниципального района «Шилкинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол № 1 от 15.08.2014 |
УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР В.Ю. Юргатова |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
«Условия образования обучающихся по ФГОС»
(2015-2020 год)
пгт. Первомайский
2015
Программа развития
МОУ Первомайская СОШ № 2
2015-2020гг.
- Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативная база для разработки программы развития школы
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закон РФ «Об образовании РФ». От 29.12.2012г. №273
- Устав школы.
Цель программы
Создание нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно – методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие школы в интересах учащихся.
Основные задачи программы
- Создание условий для социальной адаптации личности выпускника.
- Обеспечение достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана.
- Создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе.
- Создание условий для формирования у учащихся и педагогов мотивации к саморазвитию и самообразованию.
- Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.
Сроки реализации программы: с сентября 2015 года по июнь 2020 год.
Этапы реализации программы
- Подготовительный (2015–2016 гг.).
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
- Основной этап (2016–2019гг.)
Реализация Программы развития.
- Аналитико-коррекционный (2019–2020 гг.).
Анализ и рефлексия достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
- Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
Первомайская средняя общеобразовательная школа №2, являясь муниципальным общеобразовательным учебным заведением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, интеллектуальных, физиологических, психологических и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания в школе адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального физического развития каждого школьника. Ведущие направления обучения воспитания и развития – нравственное, эстетическое, экологическое и физическое совершенствование учащихся. Образовательная программа учитывает потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.
Цель образования в школе – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход осуществляется в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.
История школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2 основана в 1957 году. У школы сложная, непростая судьба. Коллектив педагогов и учащихся пережил три реорганизации в 1978, 1998, 2000 гг., сменилось 8 директоров. Первым директором был Мигалин Николай Кузьмич. Стремительное развитие школы было в период 70-х, 80-х годов. Это были яркие года в жизни ОУ, когда сильной стороной работы было постоянное стремление к созданию содружества учителей и учеников, союза, без которого не может быть эффективной жизнь и обучение. В те годы в центре внимания была работа по научной организации труда учителя и ученика, большую роль играли в самоуправлении комитет комсомола и совет дружины. Было организовано соревнование между классными коллективами, в результате которого классы – победители в конце учебного года награждались: комсомольские классы – двухнедельной поездкой на оз. Арахлей; пионерские – туристической поездкой по области. Именно в эти годы в школе был создан краеведческий музей под руководством учителя рисования Коптелова Евгения Никоноровича. В эти годы команда туристов-краеведов, участвуя в районных, областных, общероссийских туристических слетах, занимала только первые, призовые места. На олимпиадах по математике ребята занимали только первые места. В школе работали судомодельный и радиокружки. Сильны были школьные спортсмены. Интересные литературные вечера проводились под руководством учителей литературы.
Заложенные ранее традиции живы. Их продолжили в другом школьном здании, с обновленным коллективом учителей и учащихся. Сплоченный коллектив участвовал во всех смотрах, слетах, олимпиадах, по-прежнему лидируя. На районных смотрах художественной самодеятельности нашим артистам не было равных. А наши плясуньи стали руководителями хореографических коллективов п. Первомайского. С 2001 года школа шагнула вперед. Изменился интерьер, на более высокий уровень поднялась методическая, социальная, психологическая служба.
Учредители школы – районное управление образования г. Шилка, Администрация муниципального района «Шилкинский район».
Здание школы – типовое. В школе имеется два спортзала, стадион,
библиотека, столовая, медицинский кабинет, 20 учебных кабинетов, компьютерный класс, кабинет психолога, сенсорная комната.
- Характеристика педагогического коллектива.
Директор школы – Юргатова Валентина Юльевна. Руководит коллективом учителей, учащихся и работников школы в течение трех лет, имеет высшее образование.
Количество работников, имеющих отличия:
- Заслуженный учитель России – один,
- Отличник просвещения – двое,
- Почетный работник образования – двое.
Награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ – трое.
Обеспеченность педагогическими кадрами на протяжении последних лет - полная. (100 %)
В коллективе учителей трудятся 10 бывших выпускников школы.
Средняя наполняемость классов составляет (2015 г):
в начальной школе – 25 человек, в основной – 24, в старшей – 22. В настоящее время коллектив школы № 2 ориентирован на идеи личностно-ориентированного образования. Образование понимается как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала, успешной социализации в будущем. Реализуя личностно-ориентированный подход в образовании, школа ставит целью не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Школа работает над проблемой «Развивающее обучение на основе эколого-эстетического воспитания через личностную ориентацию учащихся» и ставил перед собой следующие цели и задачи:
- Продолжить работу по обновлению постоянно действующего информационного банка нормативно-правовой документации, организовать ее изучение членами педагогического коллектива, современно вносить коррективы в нормативную инструктивно-распорядительную базу школы.
- Использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в управлении, обучении и воспитании, организовать работу по сохранению и укреплению здоровья учащимися и формированию здорового образа жизни для успешной социализации в будущем.
- Направить мотивационную деятельность педагогического коллектива на создание личностно-ориентированной модели школы.
- Усилить мотивацию педагогов на основании инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.
- Создать психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития личности школьника.
В соответствии с 273 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» школа обеспечивает доступность и бесплатность образования. С целью анализа образовательной ситуации, сложившейся в микрорайоне школы: выявления детей, обучающихся в школе № 2, других образовательных учреждениях поселка; детей в возрасте 6,5 – 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях; детей, пропускающих учебные занятия без уважительной причины и имеющих проблемы в знаниях, в школе осуществляется социально-педагогический мониторинг.
Решению проблемы сохранения контингента обучаемых уделяется должное внимание. В МОУ Первомайская СОШ № 2 организовано взаимодействие с ИДН, КДН. Работа осуществляется на основе двусторонних планов МОУ СОШ и № 2 и ИДН, МОУ СОШ № 2 и КДН. В соответствии с этим планом школа обращается с ходатайствами в вышеуказанные органы по вопросам привлечения родителей обучающихся, не посещающих школу без уважительной причины.
МОУ Первомайской СОШ № 2 также был составлен план по сохранению контингента обучаемых и профилактике правонарушений и преступлений на 2014 – 2015 учебный год.
Согласно данному плану осуществлялась постоянная связь школы и КДН. Постановка обучающихся в ИДН, профилактические беседы инспектора с учащимися школы, составление характеристик осуществлялась согласно плану.
С учащимися социального риска проводились профилактические беседы классными руководителями, зам. директора по воспитательной работе Калининой Ольгой Гавриловной, психологом Сутыриной Надеждой Юрьевной, велись записи в дневниках наблюдения.
Дневники наблюдения ведутся классными руководителями обучающихся, поставленных на учет в школе (так называемых «трудных»), а также учащихся, имеющих пробелы в знаниях и неуспевающих по результатам четверти по трем и более предметам.
С целью выполнения социального заказа на образование, в соответствии с планом работы школы в декабре каждого года проводится обследование семей обучающих и составляются социальные характеристики классов и школы. В целях социальной защиты участников образовательного процесса проводится работа по организации горячего питания, страхования детей.
В школе работают 30 педагогов.
Среди них
По образовательному уровню:
имеют высшее образование –27 человек (90 %)
имеют среднее специальное – 3 человека(10 %)
По стажу:
До 5 лет – 1 человек
5 – 15 лет – 6 человек
15 – 30 лет – 22 человека
свыше 30 лет – 1 человек
По возрасту:
25 – 30 лет – 14 %
30 – 40 лет – 40 %
40 – 50 лет – 19 %
свыше 50 лет – 27 %
Аттестованы на высшую квалификационную категорию в настоящее время 4 учителей.
Первую квалификационную категорию имеют 22 педагога, на соответствии квалификации– 3 (учителя с небольшим педагогическим стажем), один молодой специалист.
Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы.
Школа I ступени
Обучение в начальной школе организовано по программе четырехлетней начальной школы. Содержание образования начальной школы реализуется через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие картины мира. Это достигается также за счет использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения. С целью пропедевтического изучения истории и обществознания за счет часов вариативной части вводился курс «Обществознание» в 3,4 классах. Во 2-4 классах введен предмет «Английский язык».
Участие 3-4 классов в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловило введение в учебный план этого класса иностранного языка и информатики. Включение информационных технологий связано с необходимость подготовки школьников к их использованию как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту «Школа России», по программе А.А. Леонтьева «Школа – 2100», по программе «Перспектива».
Школа II ступени
Региональный компонент в школе II ступени представлен курсами: «Экология», «География Читинской области». С целью формирования системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, развития навыков использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека, введен кружок «Информатика» на I, II ступенях обучения.
Школа III ступени
Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Используемая школой модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников. Ежегодно разрабатываются план внутришкольного инспектирования, график промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.
Школа была в числе победителей Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений 2007 года, внедряющих инновационные образовательные программы и получила Грант Президента РФ в рамках ПНПО. Учащиеся и учителя школы - победители международных, всероссийских региональных и муниципальных конкурсов. Также трое учителей являются участниками и победителями конкурса лучших учителей на получение Гранта Президента РФ.
Новой точкой отсчета в истории школы стало 13 ноября 2013 года. Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2 – базовая опорная площадка в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Руководитель: старший методист ЗабКИПРО кафедры психологии Черепанова Елена Петровна. Образовательная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации, как условие их успешной социализации».
Характеристика требований социума к образованию школы
Родительский заказ соответствует требованиям учебно - воспитательного процесса:
- обеспечение качественного образования, необходимого для дальнейшего обучения на следующих ступенях;
- воспитание нравственного, ответственного, способного к продуктивной деятельности человека.
Внешние связи школы
- Районный методическая служба.
- Школа искусств и Детский Дом творчества п. Первомайский, МУДО Шилкинский ДДЮ.
- Районная администрация.
- Библиотечно-информационный культурно-спортивный досуговый комплекс «Первомайский»
- Сотрудничество в ассоциации.
- Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
Результаты образовательного процесса
За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, 6 педагогов являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.
В школе качество знаний стабильно - около 40%.
Выпускники школы успешно сдают государственные экзамены по математике, русскому языку, биологии, обществознанию. Выпускники школы являются в большинстве своём конкурентно-способными людьми, которые могут адаптироваться в меняющихся условиях среды (около 50% учащихся закончили или заканчивают высшие и средние специальные учебные заведения). Государственные экзамены, контрольные срезы показывают достаточный уровень обученности школьников. Учащиеся нашей школы успешно участвуют в районных олимпиадах, международных проектах, конкурсах, выезжают с познавательными экскурсиями по краеведению
Стабильный уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса.
Органом ученического самоуправления является Ученическая Дума, цель которого создание условий, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно-значимых дел. Показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является и то, что отмечена положительная динамика по учащимся, которые стоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, нет грубых нарушений дисциплины и порядка, нет пропусков уроков без уважительной причины.
Основные способы достижения результатов образовательного процесса.
Работа коллектива направлена на обеспечение качества обучения через использование уровневой дифференциации и индивидуального подхода (педсоветы, обучающие и рабочие семинары, обмен опытом). Дифференциация обучения предполагает выделение:
- базового уровня образования, учитывающего индивидуальные возможности и способности учащихся;
- повышенного уровня обучения, предполагающего глубокое овладение материалом и творческое его преломление на практике;
Качество обучения достигается за счёт дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику, организацией в классах оптимальной обучающей среды. Все педагоги создают ситуацию, при которой дети продвигаются в своём темпе и по своим способностям.
Коллектив педагогов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. Последние три года усилия коллектива направлены на изучение проектных технологий, выделилась группа учителей, которые занимаются внедрением метода проектов в практику преподавания: иностранного языка, технологии, биологии. Применение проектных технологий расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:
- повышение уверенности учащихся в собственных силах;
- более качественное усвоение знаний;
- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
- повышение умения адекватно оценивать себя;
- обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;
- развитие исследовательских способностей.
Также работа коллектива направлена на обеспечение качества обучения через использование в преподавании элементов технологий КО. Собственный опыт, творческое использование традиционных и нетрадиционных методик обучения позволили коллективу создать своеобразную систему личностно-ориентированного подхода в обучении.
Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
- квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
- значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
- качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй ступени обучения;
- достаточно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
- интеграцию основного и дополнительного образования.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:
- стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
- ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;
- недостаточно развита материально-техническая база школы.
- Концептуальные основания программы развития
Представления о выпускнике школы «Взаимопонимания и поддержки» и качестве образовательного процесса
Школа должна обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, доступность обучения всех детей, разнообразие образовательных услуг, улучшить качество образования, поэтому необходимо строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого, всестороннего изучения личности школьника, динамики развития каждого ребёнка. Особое внимание необходимо уделять развитию, воспитанию на общечеловеческих ценностях, формированию базовой культуры учащихся, укреплению здоровья, оказанию помощи в самореализации каждого школьника.
На ступени - дошкольное образование необходимо больше уделять внимания сенсорному развитию ребёнка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению здоровья, физической, психической и мотивационной готовности детей к школе.
На 1 ступени (начальные классы 1-4 классы) продолжить работу, начатую в дошкольном учреждении, под контролем медико–педагогической службы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение ФГОС образования, а также сформированность положительного отношения к учёбе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
На 2 ступени 5-9 классы реализовать базовый компонент образования с предоставлением учащимся возможности перехода от одного дополнительного курса к другому при сохранении гибкой трёхуровневой системы обучения сообразно способностям школьников и психолого-социологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, корректирующего развитие каждого ребёнка.
На 3 ступени формирование у учащихся глубоких и научных знаний.
Подготовка учащихся к итоговой аттестации (ЕГЭ).
Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Требования к результату деятельности педагогического коллектива на ступени основной школы:
сохранение и укрепление здоровья детей (заложить основы здорового образа жизни);
формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;
развитие коммуникативных способностей;
выявление способностей и наклонностей воспитанников с целью выбора дальнейшего профиля обучения.
Выпускник второй ступени школы представляется личностью творчески развитой, способной к самоопределению, имеющей достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения;
владеющий навыками познавательной деятельности (способность рассуждать, креативность, самосознание и адекватная самооценка).
Для него характерны ответственность за свои действия, достаточный уровень воспитанности.
При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание.
Основные положения концепции школы
Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой.
Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе «Взаимопонимания и поддержки», должны быть ориентированы:
- самопознание и саморазвитие учащихся;
- развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
- формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
- поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
- развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.
Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно - развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.
Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются:
- вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
- направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
- многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.
Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:
- обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;
- самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;
- овладения школьниками опытом совместного решения проблем.
Школа немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.
Школа во все времена была, есть и будет социокультурным центром, ибо она стоит у истоков любви к Отечеству.
Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:
- Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху:
- Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива.
- Нормативно-правовая обеспеченность школы;
- Совершенствование управления школой;
- Взаимодействие с семьёй. Социальное партнёрство;
- Информатизация образовательного процесса;
- Ремонт здания;
- Улучшение МТБ.
- Приоритетные направления реализации программы
Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху
Задача: Сформировать модель педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей.
В школе планируется дальнейшее использование метода проектов для интеграции знаний различных предметных областей, разработка межпредметных проектов.
Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, что позволит создать новые ученические объединения и разработать новые проекты.
Инновационные процессы в области воспитания учащихся будут направлены на развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций ученического совета. Планируется создание общешкольных проектов по тематикам, связанным с формированием социокультурной и социальной компетенции учащихся, развитию таких значимых качеств как толерантность, креативность, дисциплина и ответственность за порученное дело.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Проведение научно-методических семинаров для педагогов: -современные образовательные технологии и методики; -пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе; -урок как творческая лаборатория учителя; -педагогическое управление развитием творческих способностей детей. |
2015–2020г. |
Директор и заместитель директора школы |
2. |
Анализ особенностей мотивационной сферы учащихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной работе с ними. |
Весь период |
Социальный педагог, классные руководители |
3. |
Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы. Разработка механизма оценки качества образования. |
2015–2020 г. |
Директор и заместитель директора школы |
4. |
Совершенствование организации учебного процесса: • внедрение компьютерной программы составления расписания учебных занятий всех форм (уроков, проектных занятий, индивидуальных и групповых консультаций и т.п.);
|
Ежегодно |
Завуч
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
5. |
Создание широкого проектного пространства с включением в него предметов как гуманитарного, так и естественно-математического циклов: • совершенствование методики создания проектов на междисциплинарной основе, общешкольных проектов по тематике, формирующей социальную и социокультурную компетенции.
|
2016–2020 г.
|
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
6. |
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс: • использование возможностей сети Интернет в обучении различным учебным дисциплинам; • переход на электронные учебники • создание единого информационного пространства школы; • постоянно обновить сайта школы; • установление связей со школами и другими образовательными учреждениями посредством использования электронной почты; .* использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. |
С 2015г.
2015г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015г.
|
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
|
7. |
Организация» ученического научного общество |
2016 г. |
|
8. |
Развитие ученического самоуправления:• подготовка и проведение общешкольных мероприятий; • участие в молодежном движении; • проведение рейдов по школе; • организация субботников. |
Постоянно |
Заместитель директора школы по воспитательной работе. |
9. |
Работа родительских лекториев на всех ступенях обучения |
Раз в |
ЗДВР.
|
10. |
Деятельность школьной психологической службы: • определение готовности детей к обучению в школе; • психолого-педагогическая диагностика адаптации учащихся 1-х 5-х классов к новым условиям обучения. Выявление индивидуальных особенностей учащихся; • индивидуальные консультации участников образовательного процесса (по их запросам); • семинары по проблемам педагогического общения; • развивающие занятия для школьников; • тренинги по развитию коммуникативных навыков учащихся. |
Весь период
|
Школьный психолог
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, социальный педагог. |
11. |
• проведение экскурсий; |
Весь период |
|
Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Задача:
Обеспечение школы кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности.
Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития.
Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
- оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, краевой систем повышения квалификации;
- изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;
- работе над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых курсов.
Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут:
- самообразование;
- школьные и районные методические объединения учителей,
- школы передового опыта, творческие группы;
- семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников;
- различные конкурсы профессионального мастерства;
- взаимопосещения учебных занятий;
- наставничество в различных его формах.
Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей |
Ежегодно |
Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
2. |
Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе РМЦ и КИПК РО |
Ежегодно |
Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе |
3. |
Работа педагогов над темами самообразования |
Ежегодно |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
4. |
Участие в работе школьных и районных методических объединений учителей |
||
5. |
Проведение обучения учителей применению ИКТ в образовательном процессе. |
2015–2020 г. |
Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе |
6. |
Создание проблемных творческих групп учителей |
2015–2020г. |
Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе |
7. |
Обмен опытом через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий
|
По плану работы |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
8. |
Организация семинаров, мастер-классов для учителей школы, района. |
Ежегодно |
Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители МО |
9. |
Проведение внутришкольных конкурсов учителей и участие в конкурсе «Учитель года». |
Ежегодно |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений |
10. |
Создание профессионально-педагогических объединений учителей, с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. |
С 2015 года |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе |
11. |
Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности. |
2015–2016г. |
Директор школы |
12. |
Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов. |
2015–2020 г. |
Директор школы |
Нормативно-правовая обеспеченность школы.
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность образовательного учреждения в системе непрерывного образования в современной социально-экономической ситуации.
Основные направления:
- Формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности школы;
- разработка нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников образовательного учреждения.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Совершенствование Устава школы. |
2015-2020г |
Директор |
2. |
Формирование нормативно-правовой базы по направлениям: - содержание образования; - социальное партнёрство; - социальная поддержка педагогов и учащихся, оплата труда; - развитие образовательного учреждения в системе непрерывного образования; - внебюджетная деятельность и т.д. |
2015-2020г |
Директор, завуч |
3. |
Корректировка должностных обязанностей сотрудников школы в соответствии закону «Об образовании в Российской федерации» |
2015-2020 г. |
Директор, завуч |
4. |
Мониторинг выполнения должностных обязанностей сотрудников школы |
2015-2020 г. |
|
Управление школой.
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Основные направления:
- развитие механизмов самоуправления школой;
- взаимодействие с РУО на основе взаимосвязанных программ развития;
- обеспечение участия учащихся в управлении школой, развитие школьного самоуправления.
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Анализ структуры системы управления школой, определение эффективной модели управления, ориентированной на расширение самостоятельности образовательного учреждения |
2015-2016г |
Директор, завуч
|
2. |
Создание Совета школы |
2016-2017г. |
Директор |
3. |
Развитие различных форм школьного самоуправления |
2015-2017г. |
Завуч школы |
4. |
Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета школы |
В течение всего периода |
Директор |
5. |
Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля |
В течение всего периода |
Директор |
6. |
Изучение положительного опыта управления в образовательных учреждениях |
В течение всего периода |
Директор |
Взаимодействие с семьёй. Социальное партнёрство.
Задача:
Расширение пространства социального партнёрства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности школьников.
Основные направления деятельности субъектов социального
партнёрства: школы, дома культуры, сельской библиотеки.
- создание социокультурного объединения на договорной основе;
- разработка программы совместных действий;
- расширение контактов с семьёй через реализацию разнообразных форм взаимодействия;
- организация досуга детей, молодёжи;
- организация воспитания на основе исторических, культурных традиций села.
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
1. |
Создание координационного совета по сотрудничеству. Заключение договоров о сотрудничестве. |
2015г. |
Директор школы, библиотекарь, директор ДК. |
2. |
Разработка программы «Возрождение культуры и исторических традиций села». |
2015г. |
Завуч, библиотекарь, директор ДК. |
3. |
Расширение контактов с семьёй через реализацию разнообразных форм взаимодействия:
|
2015г -2018г. |
Директор школы, завуч |
4. |
Организация досуга и спортивно-массовой работы с молодёжью села. |
2015-2016г. |
Завуч, библиотекарь, директор ДК. |
Информатизация образовательного учреждения.
Задачи:
Создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации, организацию обучения учителей квалифицированному использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Создание материально-технической базы школы, позволяющей всесторонне использовать ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Формирование информационной культуры и нового стиля мышления учителей, учащихся.
Основные направления деятельности
Кадровое обеспечение
.Получить дополнительную квалификацию «программист» через переподготовку.
Повышение квалификации и осуществление методической поддержки работников школы в области ИКТ.
Проведение семинаров, практикумов, обмен опытом по использованию ИКТ.
Моральное и материальное стимулирование учителей, применяющие современные технологии обучения.
При решении вопроса о внеочередном повышении квалификации учителя будет приниматься во внимание включение его в программу развития информационной среды, где он работает.
Материально-техническая база и информационные ресурсы
Для эффективной реализации программы, необходимо обеспечить образовательное учреждение качественными информационными ресурсами:
Комплексно обучающие пакеты (электронные учебники) информационно-справочные источники, системные программные средства, тренажёры, тестовые срезы;
Приобретение компьютерной техники;
Создание УМК для преподавания информатики в 7-9 классах;
Создание банка данных об использовании ИКТ в учебно - воспитательном процессе и обеспечение необходимой литературой.
Нормативная база
Разработка программы информатизации.
Разработка положения о школьной команде по информатизации.
Создание команды по информатизации (утверждённая приказом).
Информатизация процесса управления школой
Внедрение программы «Хронограф». Программное обеспечение баз данных для документооборота. Заполнение конкретными данными по школе: документы, кадры, учащиеся.
Использование ИКТ в образовательном процессе
Выступления (непосредственное представление информационного объекта другим).
Проектирование и конструирование.
Проверка определённых результатов обучения с помощью процедур, поддающихся компьютерной реализации.
Дистанционное консультирование, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров.
Индивидуальная учебная деятельность детей на уроках и во внеурочное время (создание творческих работ, проектов, сайтов).
План действий
Эта-пы |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен-ные |
Результа-ты работы |
20015г. |
Внедрение программы «Информационно - коммуникативные технологии в образовательном процессе учреждения» Новокашировской СОШ». 2. Разработка нормативной базы и создание системы управления за ходом реализации программы. 3. Подготовка кадров для использования ИКТ в учебном процессе (курсовая переподготовка, семинары, ШМО, РМО). 4. Создание в школе медиатеки, базы данных. 5. Применение ИКТ в управленческой деятельности. 6. Техническое обслуживание выделенной телефонной линии для выхода в Интернет. 7. Пополнение материалов и базы данных сайта МБОУ «Новокашировская СОШ». |
Начало года
В тече-ние года
В тече-ние года В тече-ние года |
Администра-ция
Завуч школы
Администра-ция, руководители секций.
Администра-ция Директор школы
Директор школы |
|
2016г. |
1. Приобретение новой компьютерной техники, моноблоков, интерактивных досок для кабинетов начальных классов,биологии и иностранного языка. 2. Организация творческой проектной деятельности школьников. участие в он-лайн-конкурсах интернет-проектов. 3. Работа по пополнению материалов школьной медиатеки. 4. Применение УМК информационных технологий. 5. Контроль за работой по использованию электронных учебников и Всемирной сети Интернет на уроках и в воспитательной работе.
|
В течение года |
Директор школы
Завуч школы
Завуч школы
Завуч школы |
|
2020г. |
1.Приобретение новейшей компьютерной техники моноблоков, интерактивных досок. 2.Повышение квалификации учителей по применению компьютерных технологий в учебной и воспитательной работе, дополнительном образовании и работе с родителями. Контроль за качеством исполнения. 3.Использование ИКТ в управлении качеством образования. 4. Техническое обслуживание локальной сети.
|
В течение года |
Директор школы
Завуч школы
Завуч школы Директор школы |
|
Ожидаемые результаты Программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития детей и реализации программы ФГОС.
Для своих выпускников ОУ должно стать школой:
- знаний,
- культуры,
- развития,
- общения,
- творчества,
- традиций,
- здорового образа жизни.
Критерии для оценки степени реализации программы на конец 2015-2020 учебного года (их динамика в процессе реализации программы) уровень обученности;
- уровень компетентности;
- уровень воспитанности;
- сдвиги в развитии мотивации, способностей, других личностных качеств;
- продолжение образования в средних общеобразовательных учреждениях,
- сохранность здоровья и степень комфортности;
- наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями учебных кабинетов.