I. Общие положения
1.1. В период массового перехода общеобразовательных организаций на федеральные государственные (далее – ФГОС) образовательные стандарты создано методическое объединение учителей начальных классов, которое способствует совершенствованию методического и профессионального мастерства педагогов, организации взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся в свете ФГОС.
1.2. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также Уставом и локальными нормативными актами школы, приказами и распоряжениями директора.
1.3. Методическое объединение общеобразовательной организации создаётся, реорганизуется и ликвидируется директором образовательного организации по представлению заместителя директора по учебной работе.
I.4. Методическое объединение подчиняется непосредственно заместителю директора по учебной работе.
II. Цель, основные задачи и направления деятельности методического объединения учителей начальной школы
2.1. Цель деятельности методического объединения: создание соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования единой развивающей образовательной среды, побуждающей к самовыражению всех участников образовательного процесса.
2.2. Методическое объединение как структурное подразделение общеобразовательной организации создается для решения задач по внедрению в общеобразовательной организации ФГОС. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на сплочение и координацию усилий педагогов начальной и основной школы по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин.
2.3. Основными направлениями деятельности методического объединения являются:
1) Планирование методической работы учителей начальных классов.
2) Просветительская деятельность.
3) Консультационная деятельность.
4) Экспертиза и согласование методических материалов, разработанных педагогическими работниками школы, работающих в начальных классах.
5) Осуществление промежуточного контроля освоения планируемых результатов начального общего образования.
6) Анализ методической работы учителей, работающих в начальных классах школы.
2.4. Задачи методического объединения учителей начальной школы:
1) Совершенствовать работу учителей на основе учета индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
2) Совершенствовать процесс формирования УУД, систему контроля.
3) Обеспечивать выполнение государственных программ и практической части по предметам учебного плана.
4) Формировать положительную мотивацию к обучению, повышать интерес обучающихся к изучению предметов учебного плана.
5) Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
2.5. Инновационная–профессиональная деятельность учителя включает:
применение новых технологий, методов, приемов;
внедрение в учебный процесс новых методик и апробация новых учебных курсов;
разработка новых программ спецкурсов, факультативов и курсов;
подготовка докладов к семинарам, конференциям;
изучение нормативной и методической документации по вопросам соответствия требованиям ФГОС;
анализ имеющихся условий организации образовательного процесса в начальных классах школы, составление плана обновления ресурсного обеспечения образовательного процесса на период 2014 -2017;
осуществление действия по приведению образовательной среды школы в соответствие с требованиями при переходе школы на ФГОС;
согласование требований к основным знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать обучающийся после изучения предметного курса;
выбор образовательной системы, обеспечивающей горизонтальные и вертикальные связи в учебных предметах данного образовательного учреждения;
отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом индивидуальных особенностей общеобразовательного учреждения, анализ авторских программ; первоначальная экспертиза изменений, вносимых преподавателями в рабочие программы;
повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики;
овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: фронтальной, групповой, индивидуальной (самостоятельной), работа в парах;
обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации обучающихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования;
координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов;
изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы;
взаимопосещение уроков в классах, непосредственно работающих по ФГОС, с последующим анализом и самоанализом уроков по формированию универсальных учебных действий (УУД);
организация открытых уроков;
выработка единых требований к системе оценки достижений обучающихся и разработка инстурментария для оценивания результатов;
использование системы промежуточного и итогового мониторинга обучающихся;
отчеты о самообразовании педагогов по повышению своей профессиональной компетентности;
выявление запросов родителей и обучающихся по организации внеурочной деятельности;
укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предметам в соответствие современным требованиям к формированию УУД;
координирование взаимодействия с другими методическими объединениями образовательного учреждения.
III. Функции методического объединения
3.1. Анализ учебных возможностей обучающихся, результатов образовательного процесса, в том числе внеклассной работы по предмету и внеурочной деятельности.
3.2. Обеспечение образовательного процесса необходимыми программно-методическими продуктами.
3.3. Оказание конкретной методической помощи учителям начальных классов и учителям-предметникам.
3.4. Организация работы методических семинаров и других форм методической работы.
3.5. Рассмотрение рабочих программы по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности в начальной школе.
3.6. Первоначальная экспертиза методических материалов.
3.7. Изучение и обобщение опыта преподавания учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности.
3.8. Организация внеклассной деятельности обучающихся по предметам.
3.9. Принятие решений о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям.
3.10. Разработка методических рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда.
3.11. Организация работы наставников с молодыми специалистами.
3.12. Разработка положений о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях и организация их проведения.
IV. Содержание работы методического объединения учителей начальных классов
4.1. Содержание работы методического объединения определяется законодательными актами в области образования РФ, методической темой школы, содержанием инноваций в области психолого-педагогической науки и преподавании предметов на начальной ступени обучения.
4.2. В состав методического объединения входят все учителя начальных классов школы.
4.3. Методическое объединение строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета интересов всех членов объединения.
4.4. Методическое объединение проводит свои заседания один раз в четверть.
V. Организация деятельности методического объединения учителей
5.1. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов высшей (первой) квалификационной категории по согласованию с членами методического объединения.
5.2. Деятельность методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы общеобразовательной организации, рекомендации методического кабинета Управления образования Администрации МР «Шилкинский район» Забайкальского края, районных методических объединений учителей, методическую тему, принятой к разработке педагогическим коллективом. В процессе планирования учитываются индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором общеобразовательной организации.
5.3. Методическое объединение учителей начальных классов осуществляет работу на заседаниях, где анализируется или принимается к сведению информация по реализации поставленных задач.
5.4. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний методического объединения учителей начальных классов (при необходимости методическое объединение может собираться и более часто, но не чаще одного раза в месяц); практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.
5.5. О времени и месте проведения заседания руководитель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по учебной работе.
5.6. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения.
5.7. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их представителей.
5.8. Методическое объединение педагогов организовывает семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной тематике, входит в состав районного методического объединения.
5.9. Контроль деятельности методического объединения осуществляется директором школы, его заместителем по учебной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля.
VI. Права методического объединения педагогов общеобразовательной организации
Методическое объединение учителей начальных классов имеет право:
6.1. Рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации.
6.2. Вносить предложения о поощрении учителей методического объединения за результативность образовательного процесса.
6.3. Рекомендовать учителю повышение квалификационной категории.
6.4. Вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей на соответствие занимаемой должности.
6.5. Обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания обучающихся к заместителям директора школы.
6.6. Выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального уровня.
6.7. Вносить предложения о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении.
VII. Обязанности и ответственность методического объединения учителей начальных классов
7.1. Методическое объединение учителей начальной школы обязано:
организовать свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Основной образовательной программой начального общего образования, решениями Педагогического совета, научно-практических конференций, приказов директора, распоряжений заместителей директора;
в указанные сроки организовывать изучение инструктивных, нормативных документов;
предоставлять анализ результатов деятельности методического объединения в указанные сроки;
создавать условия для обучения и развития педагогических кадров через участие каждого члена методического объединения в различных формах методической работы.
7.2. Каждый участник методического объединения обязан:
принимать участие в работе и заседаниях методического объединения, иметь собственную программу самообразования по повышению своей профессиональной компетентности;
принимать участие в разработке открытых мероприятий (уроков, занятий по внеурочной деятельности, практических семинарах, внеклассных занятий по предмету), стремиться к повышению своей профессиональной компетентности;
знать тенденции развития методики преподавания предмета, Федеральный закон «Об образовании в РФ», нормативные документы, должностные обязанности учителя начальных классов;
способствовать обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания;
совершенствовать свое педагогическое мастерство;
обеспечивать условия для формирования у обучающихся образовательных компетенций;
владеть основами самоанализа педагогической деятельности и умением анализировать педагогическую деятельность коллег.
VIII. Документация методического объединения
8.1. Положение о методическом объединении.
8.2. Анализ работы методического объединения за прошедший год.
8.3. План работы методического объединения на текущий учебный год (тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год).
8.4. Банк данных об учителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, контактный телефон).
8.5. План-сетка работы методического объединения на каждый месяц.
8.6. Сведения о темах самообразования учителей методического объединения.
8.7. Перспективный план аттестации учителей.
8.8. Перспективный план повышения квалификации учителей.
8.9. График прохождения аттестации учителей методического объединения на текущий год.
8.10. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий учителями (утверждается директором школы).
8.11. План проведения предметной недели.
8.12. Протоколы заседаний методического объединения. Заседания методического объединения педагогов оформляются в виде протоколов. В конце учебного года председатель методического объединения анализирует работу и сдаёт в школьный архив на хранение (в течение 3 лет) план работы, тетрадь протоколов заседаний методического объединения, анализ работы.
Нормативные документы и инструктивно методические письма.
IХ. Формы методической работы
9.1. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
9.2. Тренинги.
9.3. Обзор идей.
9.4. Экспресс-анкеты.
9.5. Деловые игры.
9.6. Открытые уроки, внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.
9.7. Практикумы, семинары, «мозговой штурм».
9.8. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей, мастер-классы и т.п.
9.9. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта.
9.10. Проведение предметных недель и методических дней.
9.11. Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания.