ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 5 августа 2013 г. № 662
МОСКВА
Об осуществлении мониторинга системы образования
В соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т :
Утвердить прилагаемые:
Правила осуществления мониторинга системы образования;
перечень обязательной информации о системе образования,
подлежащей мониторингу.
Реализация полномочий, вытекающих из настоящего
постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством
Российской Федерации предельной численности работников
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также
бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим
федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на
соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных
функций.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. № 662
П Р А В И Л А
осуществления мониторинга системы образования
Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления
мониторинга системы образования (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки
разработки и реализации государственной политики Российской
Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и
оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части
эффективности деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность), усиления результативности
функционирования образовательной системы за счет повышения качества
принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления
нарушения требований законодательства об образовании.
Мониторинг включает в себя сбор информации о системе
образования, обработку, систематизацию и хранение полученной
информации, а также непрерывный системный анализ состояния и
перспектив развития образования, выполненный на основе указанной
информации (далее - сбор, обработка и анализ информации).
Организация мониторинга осуществляется Министерством
образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки, иными федеральными
государственными органами, имеющими в своем ведении организации,
осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы
государственной власти), органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в
сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации), и органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы
местного самоуправления).
2
Показатели мониторинга системы образования и методика их
расчета определяются Министерством образования и науки Российской
Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе
образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662.
Министерство образования и науки Российской Федерации при
проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ
информации в отношении составляющих системы образования,
предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации", вне зависимости от вида,
уровня и направленности образовательных программ и организационно-
правовых форм организаций, входящих в систему образования, за
исключением федеральных государственных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, указанных в статье 81
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее -
федеральные государственные организации).
Мониторинг образовательных организаций, подведомственных
Правительству Российской Федерации, осуществляет Министерство
образования и науки Российской Федерации.
Мониторинг федеральных государственных организаций проводится
федеральным государственным органом, осуществляющим функции и
полномочия учредителя в отношении этих организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при
проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ
информации в части контроля качества образования и выявления
нарушения требований законодательства об образовании.
Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в
своем ведении организации, осуществляющие образовательную
деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления при проведении
мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор,
обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом
"Об образовании в Российской Федерации".
По решению органов государственной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления организационно-техническое и научно-
методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с
3
привлечением иных организаций в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Мониторинг осуществляется на основе данных федерального
статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических
обследований, деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, информации, размещенной на
официальных сайтах образовательных организаций в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"),
информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также
информации, поступившей в органы государственной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной
перечнем, указанным в пункте 4 настоящих Правил.
Мониторинг проводится органами государственной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с
процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга,
устанавливаемыми указанными органами.
Порядок проведения мониторинга федеральных государственных
организаций устанавливается федеральным государственным органом,
осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих
организаций.
Результаты проведенного анализа состояния и перспектив
развития системы образования ежегодно публикуются на официальных
сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в
сети "Интернет" в виде итоговых отчетов по форме, установленной
Министерством образования и науки Российской Федерации (далее -
итоговые отчеты), не реже 1 раза в год в соответствии со сроками,
установленными органами государственной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных
государственных организаций размещению в сети "Интернет" не
подлежат.
Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября
года, следующего за отчетным, представляют в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации итоговые отчеты.
4
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, иные
федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении
организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
образовательные организации, подведомственные Правительству
Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года, следующего
за отчетным, представляют в Министерство образования и науки
Российской Федерации итоговые отчеты, за исключением итоговых
отчетов в отношении федеральных государственных организаций.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ежегодно, не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным,
представляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах
мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив
развития образования, подготовленный на основании итоговых отчетов
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных
федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении
организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения информационной открытости отчет о
результатах мониторинга размещается на официальном сайте
Министерства образования и науки Российской Федерации в сети
"Интернет" не позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство
Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. № 662
П Е Р Е Ч Е Н Ь
обязательной информации о системе образования,
подлежащей мониторингу
Общее образование
Сведения о развитии дошкольного образования:
а) уровень доступности дошкольного образования и численность
населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по образовательным программам дошкольного
образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций
и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам
дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том
числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных
образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в дошкольных образовательных организациях.
Сведения о развитии начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования:
а) уровень доступности начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования и численность
2
населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее
общее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по образовательным программам начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования;
в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка
уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
общеобразовательных организаций, а также иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
основных общеобразовательных программ;
д) условия получения начального общего, основного общего и
среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами;
е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным
программам начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования;
ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным
общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия,
условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
основных общеобразовательных программ;
з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе
ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образовательную деятельность);
и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных
организаций, а также иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации основных
общеобразовательных программ;
к) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в общеобразовательных организациях.
3
Профессиональное образование
Сведения о развитии среднего профессионального образования:
а) уровень доступности среднего профессионального образования
и численность населения, получающего среднее профессиональное
образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по образовательным программам среднего
профессионального образования;
в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования в части
реализации образовательных программ среднего профессионального
образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических
работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования, реализующих образовательные
программы среднего профессионального образования;
д) условия получения среднего профессионального образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц
и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих
программы среднего профессионального образования;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам среднего
профессионального образования (в том числе ликвидация и реорганизация
организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего
образования в части обеспечения реализации образовательных программ
среднего профессионального образования;
и) структура профессиональных образовательных организаций
и образовательных организаций высшего образования, реализующих
образовательные программы среднего профессионального образования
(в том числе характеристика филиалов);
к) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в части реализации образовательных программ среднего
профессионального образования.
4
Сведения о развитии высшего образования:
а) уровень доступности высшего образования и численность
населения, получающего высшее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по образовательным программам высшего
образования;
в) кадровое обеспечение образовательных организаций высшего
образования и иных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации образовательных программ высшего
образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических
работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
образовательных организаций высшего образования и иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
образовательных программ высшего образования;
д) условия получения высшего профессионального образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и
профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих
программы высшего образования;
ж) финансово-экономическая деятельность образовательных
организаций высшего образования в части обеспечения реализации
образовательных программ высшего образования;
з) структура образовательных организаций высшего образования,
реализующих образовательные программы высшего образования (в том
числе характеристика филиалов);
и) научная и творческая деятельность образовательных организаций
высшего образования, а также иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, связанная с реализацией образовательных
программ высшего образования;
к) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в части реализации образовательных программ высшего образования.
III. Дополнительное образование
Сведения о развитии дополнительного образования детей
и взрослых:
5
а) численность населения, обучающегося по дополнительным
общеобразовательным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным
программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации дополнительных
общеобразовательных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образовательную деятельность);
е) финансово-экономическая деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
ж) структура организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы (в том числе характеристика филиалов);
з) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по
программам дополнительного образования детей.
Сведения о развитии дополнительного профессионального
образования:
а) численность населения, обучающегося по дополнительным
профессиональным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по дополнительным профессиональным
программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации дополнительных
профессиональных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации дополнительных профессиональных программ;
6
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным профессиональным программам
(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образовательную деятельность);
е) условия освоения дополнительных профессиональных программ
лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
ж) научная деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, связанная с реализацией дополнительных
профессиональных программ;
з) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в части реализации дополнительных профессиональных программ;
и) профессиональные достижения выпускников организаций,
реализующих программы дополнительного профессионального
образования.
Профессиональное обучение
Сведения о развитии профессионального обучения:
а) численность населения, обучающегося по программам
профессионального обучения;
б) содержание образовательной деятельности и организация
образовательного процесса по основным программам профессионального
обучения;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации основных программ
профессионального обучения;
г) материально-техническое и информационное обеспечение
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации основных программ профессионального обучения;
д) условия профессионального обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
е) трудоустройство (изменение условий профессиональной
деятельности) выпускников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным программам профессионального обучения
(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образовательную деятельность);
7
з) финансово-экономическая деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения
реализации основных программ профессионального обучения;
и) сведения о представителях работодателей, участвующих
в учебном процессе.
Дополнительная информация о системе образования
Сведения об интеграции образования и науки, а также образования
и сферы труда:
а) интеграция образования и науки;
б) участие организаций различных отраслей экономики
в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.
Сведения об интеграции российского образования с мировым
образовательным пространством.
Развитие системы оценки качества образования
и информационной прозрачности системы образования:
а) оценка деятельности системы образования гражданами;
б) результаты участия обучающихся лиц в российских
и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также
в иных аналогичных мероприятиях;
в) развитие механизмов государственно-частного управления
в системе образования;
г) развитие региональных систем оценки качества образования.
Сведения о создании условий социализации и самореализации
молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам
образования):
а) социально-демографические характеристики и социальная
интеграция;
б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных
достижениях;
в) образование и занятость молодежи;
г) деятельность федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
созданию условий социализации и самореализации молодежи.