Методический комментарий
по соблюдению СанПиН 2.4.2.2821-10
в условиях дистанционного обучения младших школьников
Уважаемые коллеги, в связи с большим количеством поступающих жалоб
от родителей и учеников о перегрузке детей при выполнении заданий,
прохождении уроков в дистанционной форме, следует напомнить о строгом
соблюдении норм СанПиН
2.4.2.2821-10 и рекомендаций по организации обучения
в удаленном режиме.
Общеизвестно, что дистанционное обучение - понимается
как
взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, в котором
присутствует цели образования и планируемый результат(зачем учим и что
достигаем), содержание образования (чему учим), методы обучения (как учим с
учетом возрастных особенностей), организационные формы (как организовываем
и планируем обучение) и средства(что используем для обучения в условиях если
есть компьютер и другие электронные устройства, есть доступ к сети Интернет/
нет доступа к сети Интернет и нет электронных устройств). Таким образом,
фактически дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения для
детей, организацию которой проконтролировать учителю практически
невозможно и здесь важна контрольно-организационная функция родителей.
Перед учителем стоят две важные задачи, во-первых, организовать прохождение
программного материала на возможном, при дистанционном обучении, уровне,
во-вторых, соблюсти нормы санитарно-гигиенические, по сохранению и
возможному укреплению физического и психологического здоровья детей, что
стало актуально в сложившихся условиях. Недопустимыми являются факты,
когда дети начальной школы выполняют учебную работу в домашних условиях
более трех часов в день, "в утренние часы учатся в он - лайн, а после обеда
выполняют до ночи домашнюю работу", "на выполнение всех заданий уходит по
6-8 часов в день", "дети итак сидят в четырех стенах, да еще выполняют все
задания по всем предметам, которые есть в учебниках!" (выдержки из жалоб
родителей учащихся начальной школы). Поэтому напоминаем основные позиции
нормативного документа, коим является СанПиН
2.4.2.2821-10, и даем
методический комментарий по планированию занятий для обучающихся
начальной школы в виде образцов продумывания выполнения заданий по
предметам (приложение 1).
1. В условиях дистанционного обучения распорядок дня ребенка должен быть
четко спланирован, что является основной рекомендацией для родителей.
2. Расписание занятий и выдача заданий учителем должна осуществляться на
определенный период времени, желательно неделю, с учетом соблюдения объема

учебной нагрузки - не более 4-х занятий в день, сокращение времени
проведения урока до 30 минут,
с перерывами не менее 10 минут и большим
перерывом после второго занятия (от 20 до 30 минут). НЕ ДОПУСТИМО
ВЫДАВАТЬ ЗАДАНИЯ В ВЕЧЕРНИЕ ВРЕМЯ С ПОМЕТКОЙ
"ВЫПОЛНИТЬ ДО СЛЕДУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ"!
3. Планируя выполнение заданий в соответствии с расписанием, которое заранее
знают ученики, учитель предусматривает организацию
чередования видов
деятельности
(чтение бумажного носителя, письмо, рисование, слушание,
просмотр видео, выполнение теста на компьютере и т.д.).
Средняя непрерывная
продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся в 1-4
классах не должна превышать 7-10 минут(п.10.18 СанПиН).
4. При работе с компьютером планировать (делать прикидку) время, которое
может проводить ученик начальной школы за монитором или гаджетом,
ориентируясь на нормы СанПиН
2.4.2.2821-10 (таблица 1).
Таблица 1
5. При планировании выполнения учащимися самостоятельных письменных
работ, носящих характер закрепления изученного материала, ориентироваться на
п.10.30 СанПиН об объеме домашних заданий (по всем предметам), который
должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в
астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч., в 4-5 классах – 2 ч., из расчета,
что на выполнение одного задания самостоятельно учащимися во 2-4 классах в
среднем составляет 10-15 минут. В первом классе выполнение самостоятельных
работ по выполнению заданий регламентируется ориентировочным временем
проведения урока - не более 30 мин, а время на выполнения задания увеличивается
до 20 минут. ПРИ ЭТОМ, ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ БЫТЬ
НЕ ДОЛЖНО (п.10.10 СанПиН)!
Безусловно, просчитать детально время на выполнение заданий каждым
учащимся невозможно, на это влияет объем и сложность самого задания, уровень
усвоения материала по теме, уровень усвоения базовых ЗУНов, индивидуальный
темп и т.д., поэтому рекомендуется для индивидуализации и дифференциации
обучения задавать два вида заданий:
обязательные для выполнения всеми (более
легкие, задания по образцу, хорошо отработанные алгоритмы их выполнения) и
необязательные для выполнения (повышенного уровня сложности, на развитие
логического мышления, творческого характера, большого объема, многошагового
решения).
6. Необходимо обязательно согласовывать объем заданий по разным предметам в
течение одного дня, в том числе тех, которые проводят учителя предметники
(иностранного языка, музыки, физической культуры, технологии и т.д.). В
качестве примера планирования заданий по объему и времени их выполнения
представлен образец в таблице 2.
Таблица 2
Примерные нормы выполнения заданий самостоятельно младшими
школьниками в условиях самостоятельного выполнения


урока
Учебный
предмет
2 класс 3 класс 4 класс
1. Математика Задача или 2
столбика примеров
Задача или 3
столбика
примеров, но
всего не более
16
Задача и 2
выражения,
или 2 задачи,
или задача и 4
примера
2 Русский язык Упражнение из 15-
17 слов, не более
одного
грамматического
задания
Упражнение
из 25-28 слов,
не более двух
грамматическ
их заданий
Упражнение
из 35-37 слов,
не более двух
грамматическ
их заданий
3 Литературное
чтение
Не более 1-1,5
страниц для чтения
или
заучивание наизусть
не более 8 строк,
выполнение не
более 2 заданий к
тексту или одного
творческого
Не более 2-2,5
страниц для
чтения и
подготовка
ответа на 1-2
вопроса по
итогам
прочтения
или
заучивание
наизусть не
более 12
строк, или
одного
объемного
задания
(иллюстрация,
составление
мини
Не более 3-3,5
страниц для
чтения и
подготовка
ответа на 1-2
вопроса по
итогам
прочтения
или
заучивание
наизусть не
более 16
строк, или
одного
объемного
задания
(иллюстрация,
составление
мини-



сочинения и
т.д.)
сочинения,
эссе по теме и
т.д.)
4 Окружающий
мир
Не более 1-1,5
страниц текста
параграфа учебника
и выполнения не
более1-2 заданий
уточняющего
характера
Не более 2-2,5
страниц
текста
параграфа
учебника и
выполнения
не более 3-4
заданий
уточняющего
(закрепляюще
го) характера,
или не более
одного
задания
исследователь
ского и
творческого
характера
Не более 2,5-3
страниц
текста
параграфа
учебника и
выполнения
не более 5
заданий
уточняющего
(закрепляюще
го) характера,
или не более
одного
задания
исследователь
ского,
эксперимента
льного,
творческого
характера


ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
факультет дошкольного
и начального общего образования

Приложение 1
Образец продумывания выполнения заданий по предметам
учащимися начальной школы в условиях самостоятельной работы
Урок "Окружающий мир"
Тема "Золотое кольцо России", 3 класс, учебник А.А. Плешакова (2 часть)


п.п.
Ход
урока/осно
вные
этапы
Задания
(
обязательные/необ
язательные для
выполнения) при
работе с
учебником
Предполо
жительное
время на
выполнен
ие
Задания
(
обязательные/необяза
тельные для
выполнения) при
работе в РЭШ
Предположи
тельное
время на
выполнение
1 Актуализа
ция знаний
(данный
этап
может
быть
упущен при
планирован
ии в
зависимос
ти от
темы и
содержани
я урока)
Запишите в тетради
названий городов
России про которые
мы говорили во
втором классе.
Рассмотрите карту
на странице 86,
предположи
маршрут
путешествия.
5 мин. Прослушайте раздел
"Начнем урок",
прочитайте
информацию на вкладке
2 и 3.
Выполните задание на
вкладке 4
2 мин.
2 Изучение
нового
знания
Прочитай текст на
стр. 88-90.
Ответь на вопросы
1,2,3 на стр. 91
10 мин.
3 мин.
Прослушайте раздел
"Основная часть урока",
выполните задание на
вкладке 2 Проведи
физ.минутку "Веселые
звери"
8 мин.
3 Закреплени
е
Выполните задание
в рубрике "Проверь
себя"
№1, 2 обязательно
№ 3, 4 по желанию
7 мин.
3 мин.
Выполни
тренировочные задания
№1-9 обязательные для
выполнения
№ 10-14 по желанию
13 мин.
4 Рефлексия Оцени свою работу,
продолжи
предложение:
-на уроке я узнал ...
- мне понравилось
...
- меня удивило ...
2 мин. Выполни контрольные
задания (1 вариант)
Оцени работу по
следующим критериям:
- все задания
выполнены верно - 5
баллов
7 мин.



- дополнительно
хочу узнать ...
- одно задание
выполнено неверно - 4
балла
- 2 или более заданий
неверно - 3 балла


Урок "Математика"
Тема:«Деление с остатком», 3 класс, учебник М. И. Моро (2 часть)


п.п
.
Ход
урока/основные
этапы
Задания
(
обязательные/необ
язательные для
выполнения) при
работе с
учебником
Предполож
ительное
время на
выполнение
Задания
(
обязательные/необя
зательные для
выполнения) при
работе в РЭШ
Предпо
ложите
льное
время
на
выполн
ение
1 Актуализация
знаний
(данный этап
может быть упущен
при планировании в
зависимости от
темы и содержания
урока)
Запишите все
числа, которые
делятся на 2, на
3,на 4, на 5.
5 мин. Прослушайте раздел
"Начнем урок",
прочитайте
информацию на
вкладке 2 и 3.
Выполните задание
на вкладке 4
2 мин.
2 Изучение нового
знания
На странице 26
учебника
рассмотрите
пример деления 17
на 3.
Рассмотрите
рисунок
упражнения №1,
объясните и
прочитайте записи
по-разному.
Выполните задание
№2
3 мин.
3 мин.
7 мин
Прослушайте раздел
"Основная часть
урока", выполните
задание на вкладке 2.
Проведи физ.
минутку «Веселый
счет»
8 мин.
3 Закрепление Решите задачу №3
Выполните задание
№5 любой столбик
по желанию
7 мин.
3 мин.
Выполни
тренировочные
задания
№1-9 обязательные
для выполнения
№ 10-14 по желанию
13 мин.
4 Рефлексия Оцени свою работу,
продолжи
предложение:
- мне больше всего
удалось…
- я могу себя
похвалить…
- меня удивило ...
2 мин. Выполни
контрольные задания
(1 вариант)
Оцени работу по
следующим
критериям:
7 мин.



- мне хотелось бы
узнать…
- все задания
выполнены верно - 5
баллов
- одно задание
выполнено неверно -
4 балла
- 2 или более заданий
неверно - 3 балла


Урок "Русский язык"
Тема урока «Перенос слов по слогам», 2 класс, учебник Канакиной В.П.


п.п.
Ход
урока/осно
вные
этапы
Задания
(
обязательные/необ
язательные для
выполнения) при
работе с
учебником
Предполо
жительное
время на
выполнен
ие
Задания
(
обязательные/необяза
тельные для
выполнения) при
работе в РЭШ
Предположи
тельное
время на
выполнение
1 Актуализа
ция знаний
(данный
этап
может
быть
упущен при
планирован
ии в
зависимос
ти от
темы и
содержани
я урока)
«Орфографическая
минутка».
Выполнение в
Рабочей тетради
упражнения 64, стр.
30
5 мин. Раздел "Начнем урок"
Прослушивание
информации на вкладке
1,2 и 3.
Выполнение задания на
вкладке 4.
2 мин.
2 Изучение
нового
знания
Ознакомление с
правилами
переноса слов.
Выполнение из
учебника
упражнения 107,
стр. 71.
10 мин. Раздел "Основная часть
урока".
Слушание информации
на вкладках 1 и 2.
Выполнение задания на
вкладке 3. Физминутка.
6 мин.
3 мин.
3 Закреплени
е
Упражнение в
переносе слов с
одной строки на
другую.
Учебник,
упражнение 108,
стр.71.
Упражнение 109 -
по желанию
13 мин. Раздел «Тренировочные
задания».
Выполнение
обязательных заданий
№1-9.
Физминутка для глаз.
Задания № 10-14
выполняются по
желанию.
13 мин.



4 Рефлексия Прием
«Незаконченное
предложение».
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
У меня
получилось…
2 мин. Раздел «Контрольные
задания».
Выполнение
контрольных заданий
варианта 1.
Оценивание
выполненных заданий
по критериям:
- все задания
выполнены верно - 5
баллов;
- одно задание
выполнено неверно - 4
балла;
- 2 или более заданий
неверно - 3 балла.
6 мин.